Парк служебных автомобилей для госслужащих за последние годы существенно сократился. Об этом министр финансов Армении Тигран Хачатрян заявил в интервью Sputnik Армения, комментируя проблему расходов госаппарата.
Министр напомнил, что уменьшение числа служебных автомобилей – это поручение премьер-министра Армении, которое последовательно выполняется.
"К примеру, в Минфине и других госструктурах заместители министров пользуются государственными машинами только для передвижения по служебным делам. То есть, у того или иного здания госучреждения все еще можно увидеть несколько служебных машин. Сейчас у здания министерства финансов припаркованы две машины. Но их задача – в течение рабочего дня перевозить чиновников по служебным делам", – отметил Хачатрян.
Можно ли тогда с уверенностью сказать, что семьи чиновников больше не пользуются служебными автомобилями: детей не отвозят в школу, а жен – на работу?
"Не могу однозначно утверждать, что такого вообще нет. Надеюсь, что это правило в большинстве случаев соблюдается. Исключения могут быть, но я уверен, что это – не закономерность", – ответил министр.
Что касается сокращения численности госаппарата, то Хачатрян не стал отрицать, что есть проблема оптимизации, повышения привлекательности государственных зарплат, обеспечения надлежащих условий труда. Решение этой задачи могло бы, по его мнению, послужить гарантией повышения качества предоставляемых услуг.
По словам министра, в вопросе госаппарата власти стремятся к формуле "небольшое число квалифицированных специалистов и хорошие условия труда". Чтобы удержать квалифицированных специалистов в госорганах, нужно платить им высокую зарплату. Поскольку зарплаты не очень высокие, эта проблема решается с помощью премий и бонусов.
Согласно проекту госбюджета на 2022 год, фонд заработной платы сотрудников госаппарата составит 148 миллиардов драмов, из них около 40 миллиардов – премии.
"Если у госорганов получается сэкономить средства путем оптимизации рабочих мест или сотрудников, то у них есть возможность использовать сбереженную сумму для поощрения коллектива", – отметил Хачатрян.
В свою очередь председатель общественной организации "Осведомленный и защищенный потребитель" Бабкен Пипоян считает, что тема премий периодически становится предметом обсуждений, поскольку правительство все еще не может решить проблемы, существующие в государственной системе.
"Например, в госаппарате есть люди, которые получают зарплату в 72 тысячи драмов (примерно 145 долларов). Естественно, профессиональные кадры с такой зарплатой не удержать. Хорошему специалисту в госаппарате нужно периодически доплачивать. Но при этом сотрудник, у которого зарплата составляет 600 тысяч драмов (1200 долларов), не должен получать бонусы в размере своей же зарплаты", – заметил Пипоян.
По его мнению, для начала государство должно сделать так, чтобы работники госсектора шли на работу не кофе пить, а результат получать, и только в случае перевыполнения рабочего плана им следует перечислять дополнительные средства, будь то в виде премии или бонусов.
Пипоян привел в пример правило, действующее в частном секторе: там сотрудник получает бонус только в случае серьезных успехов на работе.
"Пока мы не будем действовать, исходя из этой логики, проблема не решится", – подчеркнул он.
Эксперт признает, что бюджетных средств может не хватить на желаемые расходы, но задается вопросом, действительно ли все траты носят целевой характер, и распределяется ли имеющаяся сумма оптимально.
"Сколько лет мы слышим о том, что расходы госаппарата раздуты, что их нужно уменьшить? Лет десять. Скажу больше: когда представители нынешнего правительства находились еще в оппозиции, они говорили о 4-5 министерствах с малым составом. Однако, как мы видим, в результате оптимизации число министерство уменьшилось до 12 (вместо прежних 18). Самое же интересное, что в результате оптимизации число госслужащих выросло", – заметил он.
Что касается служебных автомобилей, то, по подсчетам Пипояна, на каждый из них государство ежегодно тратит по полмиллиона драмов (чуть больше тысячи долларов), а это немалые для бюджета Армении деньги.
Напомним, в 2015 году Никол Пашинян, еще будучи депутатом, говорил о чрезмерном количестве служебных автомобилей. После прихода к власти в 2018 году правительство стало постепенно сокращать число служебных машин.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.