Турция отнюдь не "вершитель судеб", но завязано на ней многое

За выборами турецкого президента пристально следили все, начиная от сверхдержав и заканчивая малыми, региональными странами. Подобная ситуация, с одной стороны, может удивить. С другой, более логически выверенной диспозиции следует признать, что такой интерес и широкий резонанс – вполне в порядке вещей.
Турция, конечно же, не является одной из вершителей судеб цивилизации и инфраструктуры нового, наступающего миропорядка.
С другой стороны, уж слишком много геополитических интересов тех самых сверхдержав – "вершителей" завязано на этой стране. И когда на внутреннем политическом плацдарме схлестнулись две диаметрально противоположные Турции, то всем и сразу стало интересно и любопытно, что из этого столкновения может получиться.
Ведь это было не просто столкновение двух политиков – Эрдогана и Кылычдароглу. Это было столкновение двух идеологий. Одна, прозападная, начисто лишенная элементарного прагматизма, которую олицетворяет турецкая оппозиция.
Другая, вполне себе в рамках человеческой логики, которой держится действующий президент Турции Эрдоган, делающий все возможное, чтобы вывести свою страну на уровень, где можно будет соревноваться со всеми (ну, почти всеми) сверхдержавами.
При подобном раскладе козырные карты, которыми оперировали соревнующиеся стороны, тоже были разными. Турецкому обществу пришлось выбирать, и это был весьма трудный выбор.

Политическую карьеру Кылычдароглу сгубили откровенные банальности

Кылычдароглу оперировал миллиардами, которые пообещал обнищавшей стране Запад в случае его победы. Произносил монологи, полные прозападной ориентации с обвинениями России, которая, якобы, извне пытается повлиять на выбор турок. Говорил об опасности, грозящей Турции, если Эрдогану удастся реализовать совместный с русскими проект по созданию в стране энергетического хаба – мол, это приведет к сильной зависимости Анкары от Москвы.
В общем, в предвыборной программе Кылычдароглу можно было найти весь спектр банальностей, набивших мировому сообществу оскомину за последние полтора года. Тех самых банальностей, которыми объединенный Запад в открытую запугивает мировое сообщество с того момента, как втянул Россию в гибридную войну на Украине.
Эрдоган же мастерски парировал двумя газопроводами по дну Черного моря, которые в критической ситуации позволяют турецкой экономике дышать. Парировал строящейся атомной электростанцией Аккую, миллионами туристических потоков, перекинувшихся с европейских направлений… Говорил об экспорте в Россию сельскохозяйственных продуктов и чего-то там еще, который дает турецкому бизнесу держаться на плаву даже в жесточайших условиях инфляции…
Словом, весьма логически выверенный прагматизм против идеологических лекал. Против шаблонов, которыми в последние годы все больше и больше злоупотребляет объединенный Запад, пытаясь откровенно обдурить мировое сообщество, выдавая белое за черное, а мокрое — за сухое. Итог: идеологическую борьбу на турецком внутриполитическом плацдарме Запад проиграл вчистую.

Мировому сообществу лекала и шаблоны Запада надоели до чертиков

Остается лишь понять, кто же, по большому счету выиграл? Можно, конечно же, долго и нудно говорить о том, что если проиграл Запад – то есть, США и Евросоюз – то это значит, что на данном конкретном участке идеологического и геополитического фронта выиграла Россия. Можно порассуждать о том, что если бы выиграл Кылычдароглу, то в нынешней ситуации с украинским кризисом для той же России это была бы катастрофа.
Можно привести в пример, скажем, потенциальное открытие для европейских и американских кораблей проливов Босфор и Дарданеллы - это резко бы ограничило российское влияние на Черном море. Можно было бы предположить, что Турция присоединилась бы к антироссийским санкциям. И выдать тезис о том, что если всего этого не случилось, значит, "выиграл Путин" – даже так пишут.
Но подобный подход в нынешнем глобальном геополитическом кризисе – всего лишь буря в стакане воды. В условиях, когда на планете Земля уже наступил, а сейчас “устаканивается” новый миропорядок, следует оперировать более значимыми понятиями. Например, такими, как многополярность мира, отсутствие единственного гегемона, решающего на политической карте кого казнить, а кого миловать.
Именно это, в первую очередь, и доказали нынешние турецкие выборы. Что бывший гегемон отныне вроде и не гегемон вовсе. Потому что не смог даже свергнуть руководителя страны, которая, по большому счету, ничего кроме удобной геополитической ниши на карте не имеет. Нет у Турции ни нормальной экономики, ни серьезной социальной инфраструктуры… Но поди ж ты – сумела выстоять, и никакие доллары Кылычдароглу не помогли.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.