Решение Евросоюза направить новую мониторинговую миссию в Армению нуждается в тщательном анализе с точки зрения как эффективности, так и возможных рисков. Официально об отправке миссии в составе 100 человек и сроком на два года было объявлено 23 января, а анонсировалась она с середины декабря.
По замыслу Брюсселя, наблюдатели должны способствовать стабильности в приграничных районах Армении, укреплять доверие на местах и обеспечивать условия, способствующие усилиям по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном, поддерживаемым Евросоюзом. Смогут ли европейцы решать эту задачу, Sputnik Армения разбирался вместе с экспертами.
Политолог, соучредитель научно-образовательной общественной организации "Армянский проект" Сергей Мелконян проводит параллели между нынешней миссией и предыдущей, краткосрочной – она проработала два месяца, с октября по декабрь прошлого года.
"Я насчитал 17 заявлений Минобороны Армении об обстрелах со стороны Азербайджана за тот период, что миссия находилась в Армении. Конечно масштабной эскалации не произошло, к счастью. Но в любом случае нарушения режима прекращения огня были. То же самое можно экстраполировать на двухлетний период", - сказал Мелконян.
Он обратил внимание на то, что публичных заявлений ни в ходе, ни в завершении работы предыдущая миссия не делала, сказанное касается и новой группы. Иными словами, ни публичных осуждений, ни критики в адрес Баку в случае обстрелов армянское общество не услышит. Мониторинговая группа будет заниматься сбором и анализом информации и отправлять их в Брюссель. Необходимо также учитывать, что миссия носит гражданский характер и не будет иметь вооружения. В случае какой-то агрессии наблюдатели сами беззащитны.
"Трудно сказать, как будет миссия сдерживать широкомасштабную азербайджанскую агрессию. Скорее всего - никак, потому что силовой фактор нужно сдерживать силовым фактором. Здесь мы имеем дело с не силовым присутствием. В лучшем случае можно ожидать от наблюдателей информационного давления на Азербайджан, определенных политических месседжей, не более", - утверждает политолог.
Мелконян анализирует ситуацию и с точки зрения российского фактора, ее военного присутствия в Армении. По его мнению, это не взаимоисключающие миссии, так как российское присутствие силовое, миссия ЕС – гражданская, и опасаться, что они в какой-то момент будут толкаться локтями, не стоит. Однако миссия вызывает раздражение со стороны Москвы. Этому есть свое объяснение. С учетом того накала, который имеет место между Россией и ЕС, коллективным Западом в целом, любое присутствие на территории страны-члена ЕАЭС и ОДКБ западной миссии справедливо будет восприниматься как угроза.

"В сообщении ЕС о развертывании миссии указано, что она призвана способствовать армяно-азербайджанскому диалогу. Исходя из этого, мы понимаем, что миссия отправляется не только для поддержки Армении, но и для активизации брюссельского формата переговоров. На этом фоне можно вспомнить фактическое торпедирование главой МИД Армении российского переговорного формата в декабре прошлого года. Тогда Арарат Мирзоян отказался ехать в Москву, но сейчас не отказался от поездки в Брюссель, и на этом фоне объявляется о новой и долгосрочной миссии ЕС. Естественно, все эти факторы не могут не раздражать Москву", - отмечает наш собеседник.

Мелконян обращает внимание и на позицию Баку, отмечая, что азербайджанская сторона вопреки общему критическому настрою, была прекрасно информирована об отправке миссии.
Ранее МИД Азербайджана отмечал, что учитывая заинтересованность ЕС в продолжении своего присутствия после завершения двухмесячной гражданской миссии в Армении, Баку выступил с доброй волей в ходе консультаций с ЕС, а также четко и прозрачно довел свою позицию, ожидания и опасения другой стороне.
С точки зрения Мелконяна, так или иначе Азербайджан также находится в общем процессе принятия решений.
"Как мне рассказали некоторые коллеги в ЕС, никаких особых возражений со стороны Баку не было. И вообще говорить, что Армения только на Западе и ищет переговорный формат, а Азербайджан более последователен, не приходится. В конце концов премьер Армении или глава МИД не одни едут в Вашингтон и Брюссель на переговоры, туда отправляются и азербайджанские коллеги", - сказал политолог.
Необходимо также понять, что есть и риски, связанные с военной тайной, доступом европейцев к передовым позициям, где расположены армянские войска, размещена военная техника.
"Мы помним случаи, когда различные международные наблюдатели, прибывая на Украину, занимались открытым шпионажем, сбором данных и т.д. Никто не застрахован от того, чтобы ситуация здесь не повторилась. Как МО или Генштаб будут выстраивать работу, не слишком понятно. Думаю, они сами еще не представляют, как это сделать", - подчеркнул Мелконян.
Схожие риски видит и военный эксперт Карен Вртанесян. Он обратил внимание, что доступ к информации о расположении армянских позиций, состоянии армии могут иметь представители стран, не связанных с Арменией никакими военно-политическими договорами. Более того, многие государства ЕС еще и состоят в НАТО, членом которой является также Турция. А внутри НАТО действует система общего обмена разведданными. По мнению Вртанесяна, нет никаких гарантий, что утечки информации не произойдет.
Также он считает, что несмотря на общие формулировки, четких сведений о функциях и обязанностях миссии нет.
"Задачи и цели наблюдателей в заявлении ЕС сформулированы достаточно обтекаемо. Мне сложно сказать, в чем состоит их роль в случае реальных инцидентов", - отметил Вртанесян.
Эксперт напоминает, что в прошлом были ситуации, когда члены мониторинговой группы МГ ОБСЕ в ходе очередного мониторинга на армяно-азербайджанской границе или в Нагорном Карабахе оказывались под огнем противника. В таких случаях они попросту покидали территорию. Не исключено, что так будет и сейчас, если Азербайджан вдруг начнет стрелять.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.