Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграмм-канала Bunin&Co прокомментировал визит премьер-министра Грузии Ираклия Гарибашвили в Анкару, состоявшийся на прошлой неделе.

"Этот визит заслуживает отдельного внимания по нескольким причинам. Во-первых, в качестве вновь утвержденного главы грузинского правительства Гарибашвили совершает первую зарубежную поездку. Но в Турции премьер не впервые. Ранее он был в этой стране, как министр внутренних дел и обороны. Более того, на фоне своего предшественника Георгия Гахария Гарибашвили считается сторонником более активного сближения с Анкарой", - написал Маркедонов.

Во-вторых, как отметил эксперт, значение Турции для Грузии нельзя недооценивать. Опять же влияние здесь многофакторное. Анкара- важный торговый партнер Тбилиси, крупный инвестор в грузинскую экономику. С помощью турецкого бизнеса были реконструированы такие важные инфраструктурные объекты, как аэропорты в Тбилиси и в Батуми. По военной же линии был восстановлен аэродром в Марнеули. Турция – сосед Грузии, и в Аджарии влияние этой страны велико ощущается не только в виде отелей и объектов туризма, но и религиозного влияния. Традиционно в этой части Грузии ислам имел сильные позиции.

"В-третьих, Турция поддерживает грузинское членство в НАТО. Но самое важное- это поддержка территориальной целостности своего соседа. Показательно, что по завершении визита премьера Грузии в Анкару МИД частично признанной Абхазии выступил с заявлением, призвав турецкого лидера Реджепа Эрдогана «воздержаться от шаблонных заявлений» по поводу статуса бывших автономий Грузинской ССР. Впрочем, Анкара не раз, как минимум, на абхазском направлении, держала открытым окно для экономических контактов в обход Тбилиси. Но сегодня, похоже, такая диверсификация не слишком поддерживается турецкими властями. Причин тому много, но, пожалуй, главная, это сокращение экономических контактов после российско-турецкого кризиса 2015 года", - написал Маркедонов.
И последнее, по его словам, по порядку, но не по важности. После второй карабахской войны Тбилиси стремится к наращиванию своего влияния на Кавказе. Выдвижение «платформы шести» в декабре 2020 года- это лишь видимая часть айсберга. Анкара давно поддерживает кооперационные связи с Баку и Тбилиси. И в этом треугольнике Грузия, наверное, самое слабое звено. В экономическом и в военном плане. Добавим к этому наличие внутри Грузии многочисленных азербайджанской (Квемо Картли) и армянской (Джавахети) общин. Как следствие, аккуратный баланс между ними, как и между Арменией и Азербайджаном. Добавим к этому и незавершенный процесс демаркации и делимитации азербайджано-грузинской границы. Грузинскому руководству важно сохранить это осторожное балансирование, сохраняя при этом имеющиеся выгоды от взаимодействия с Турцией.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.