Договоренности лидеров Армении, России и Азербайджана по Карабаху вызвали шквал эмоций в Ереване. Вряд ли будет преувеличением, если скажем, что общество уже сутки пребывает в состоянии шока. Утрата значительных территорий вокруг Карабаха, утрата Шуши, колоссальные людские потери – это явно не тот финал, на который рассчитывали в Армении.

Главы России, Армении и Азербайджана Владимир Путин, Никол Пашинян и Ильхам Алиев приняли совместное заявление о прекращении огня в Карабахе. Согласно заявлению, озвученному президентом РФ, полное прекращение огня в Нагорном Карабахе вступило в силу с 10 ноября. Армянская сторона согласилась на целый ряд территориальных уступок. В частности, она обязалась передать Азербайджану до 15 ноября этого года Кельбаджарский район, до 20 ноября – Агдамский район, а до 1 декабря – Лачинский район. За Азербайджаном остается и юг Карабаха, занятый в ходе боев, а также Шуши.

Лачинский коридор (шириной 5 км), который будет обеспечивать связь Нагорного Карабаха с Арменией и при этом не будет затрагивать Шуши, остается под контролем российских миротворцев. Контингент из России будет также размещен вдоль линии соприкосновения в Карабахе.

Общественное мнение в Армении сейчас крайне поляризовано – одни клеймят позором действующего премьера, называя его предателем национальных интересов, другие же видят руку прежних властей, которые якобы и расшатали моральный дух населения и армии, а также в свое время не смогли обеспечить ВС необходимым вооружением.

Премьер Никол Пашинян в свою очередь объясняет, что война была неизбежной, так как все эти годы основным лейтмотивом переговоров была сдача семи районов Азербайджану, т.н. "зоны безопасности", что сейчас и произошло. Когда же война началась, то руководство надеялось, что удастся одержать победу. Этого не случилось, и в итоге они пошли на столь болезненные для Армении решения.

Политтехнолог Виген Акопян в этой связи отмечает, что с самого начала на столе лежали пресловутые Мадридские принципы.

"Это возвращение Азербайджану 5+2 районов, а впоследствии и попунктная реализация принципов. Но в ходе боевых действий были внесены корректировки. С занятием новых территорий во время боев Азербайджан прибавил свои аппетиты. Об этом еще в октябре говорил и премьер Пашинян, когда заявил, что Армения готова к "болезненным уступкам", имея в виду Мадридские принципы, но Азербайджан занял более максималистскую позицию. Баку тем самым поднял свою планку", — сказал Акопян в интервью Sputnik Армения.

Со слов эксперта, когда премьер говорил о дилемме между "болезненными уступками" и капитуляцией, то сам он, Акопян, предполагал, что под "болезненными уступками" может подразумеваться потеря Шуши. Дело в том, что если в начале войны Баку своей основной задачей считал захват 5+2 районов, то впоследствии эти задачи были пересмотрены. Это произошло после наступления на юге, где азербайджанская армия дошла до Санасара (Кубатлы).

"После этого они подумали, что могут добиться большего. Мне кажется, именно тогда и появилась идея потребовать Шуши в качестве уступки со стороны Армении", — добавил наш собеседник.

Что касается вопроса, почему Азербайджан согласился остановиться в Шуши, а не продвинуться дальше к Степанакерту, до которого оставались несколько километров, то по мнению Акопяна, здесь имела место предварительная договоренность о линиях разграничения. Посредники, вероятно, и сами посчитали, что нужно остановиться у Шуши.

"Как мы помним, два-три дня ходили противоречивые слухи по поводу того, у кого находится Шуши. Мне кажется, в это время и готовился нынешний вариант документа, в том числе и по части размещения миротворцев", — отмечает он.

Как известно, дислокация миротворческого контингента происходит сроком на пять лет. Согласно договору, дальнейшее продление мандата миротворцев возможно только при согласии сторон конфликта. Теоретически Азербайджан по прошествии пяти лет может потребовать вывода российских сил. Акопян считает, что сейчас сложно делать однозначные прогнозы, останутся ли миротворцы после первого срока.

Многое будет зависеть от фактической ситуации вокруг Карабаха, а также того, в каком состоянии будут в этот момент Армения и Азербайджан, в каком состоянии будут отношения Еревана и Степанакерта, какие у России будут геополитические возможности и ресурсы. Акопян считает это уравнением со множеством неизвестных.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.