Есть у Виктора Шендеровича великолепная миниатюра. Лежит человек вечером, ворочается в постели. Не может заснуть, думает: «А вдруг Бог все-таки есть? Господи, как мы все неправильно живем, с завтрашнего дня надо начать делать добрые дела. А если Его нет, тогда зачем все? А если Он все-таки есть?... А вдруг его нет?». Тут раздается голос: «Да нет меня, нет, спи». Вот и у нас. Бог сказал, что Его нет.

А КОГДА БОГА НЕТ, НАСТУПАЕТ ВРЕМЯ НАГЛЫХ. Я, кстати, имею в виду вполне реальные сюжеты и конкретных людей. Недавно власти заставили подать в отставку руководителя общины Мецаван, что в Лорийском марзе, Сережу Варданяна, а его место занял, как сообщается в прессе, друг зятя министра Сурена Папикяна Арман Варданян по кличке «Нагли».

Теперь, надеемся, наглости в «Нагли» немного поубавится. Подобные перемены поведения и характера предельно понятно и четко описаны в известном мультике, где почтальон Печкин, получив подарок, говорит: «Спасибо вам! Я почему нехороший был? Потому что у меня велосипеда не было. А теперь я сразу добреть начну».

Кстати, в последнее время давление на «не своих» руководителей сельских общин со стороны властей заметно выросло. Например, буквально на днях заставили написать заявление об уходе руководителя общины Арамус (Котайкский марз) Грайра Никогосяна, занимавшего эту должность 18 лет. Как заставили? Возбудили уголовное дело, обвинив в том, что Никогосян, якобы, в 2007-2018 годах фиктивно оформил кого-то на работу шофером и секретаршей.

Как бы там ни было, занятие должности руководителя общины человеком по кличке «Нагли» представляется нам закономерностью. Это в высшей степени символично и как нельзя точно характеризует наблюдаемые у нас в настоящее время тенденции. Пришло время наглых. На всех уровнях.

Разве не является вызывающей наглостью, скажем, поведение мэра Еревана Айка Марутяна, глядя на которого у меня обычно возникает два вопроса. Первый – куда уехал цирк? И второй - почему, собственно, он остался?

Мы уже писали о том, что в условиях пандемии коронавируса и боевых действий на армяно-азербайджанской границе Айко 13 июля выдал премии 122 сотрудникам мэрии и руководителям 12 префектур на общую сумму в 120 тысяч долларов. Так вот, история сия имеет и продолжение. 15 июля заместитель Марутяна Айк Саркисян в дополнение к полученным всего два дня назад 480 тысячам драмов отхватил в качестве премии еще 1 миллион 800 тысяч драмов! Если это не наглость, то что?

А Марутян между тем все время жалуется на нехватку средств для решения городских проблем. Действительно, откуда взять деньги? Не отрезать же от премий! Всякий аскетизм должен знать меру. Думаю, что в случае столичного мэра мы имеем дело с классическим проявлением психопатии или социопатии, которую раньше называли «моральным помешательством».

ОДНАКО Ж НАГЛОСТЬ В ОТЧЕТНЫЙ ПЕРИОД БУЛЬКАЛА не только в кастрюле у мэра Еревана. По соседству люди тоже не сидели сложа руки. Взять, к примеру, министра образования, науки, культуры и спорта Араика Арутюняна. Вы себе это лицо представляете? Нечто среднее между римским патрицием и метрдотелем дорогого ресторана. И вот с этим каменным благородным лицом Араик Арутюнян представил на днях окончательный вариант проекта общеобразовательных критериев и программ. Огромная сенсация! – которую, правда, давно ждали. Даже недоумевали: когда же, мол, оно уже, наконец? И вот уже оно, наконец.

Можно говорить об опасной склонности нашего общества к конвульсиям, проявляющимся в последнее время все чаще и чаще. Но если разговоры о такой склонности уже стали общим местом, имеет, наверное, смысл по крайней мере не провоцировать таковые конвульсии раз за разом. Не дразнить раздерганное общество рассудку вопреки. А перед нами именно такой случай.

Судите сами: в курсе литературы общеобразовательной школы отсутствует … Маштоц, Хоренаци, Нарекаци, Шнорали, Кучак, Саят-Нова. Прочли? Поняли? Уверены, что правильно поняли? Нам, например, все это совершенно непонятно и вызывает вполне искреннее удивление и возмущение. А также вопросы типа «У вас там что, совсем крыша поехала?» и «Как вы себе практически представляете курс армянской литературы без названных авторов?».

Это, думаем, классический образец «достоевщины», о которой Набоков говорил, что подобные решения принимаются с помощью удара дубины по башке. Если бы Набоков был знаком с Араиком Арутюняном, он, возможно, был бы более снисходителен к Достоевскому.

Впрочем, извиняемся за то, что употребили словосочетание «армянская литература». Ведь предмет «Армянская литература» теперь будет называться просто «Литература», включая в себя и зарубежных авторов. Например, Кафку, постичь которого затрудняются даже убеленные сединами мудрецы. Да, по сравнению с тем, что происходит сегодня в системе образования, Кафка кажется мне соцреалистом.

ВОЛЯ ВАША, СОГРАЖДАНЕ, НО ЭТО ДАЖЕ НЕ НАГЛОСТЬ, а настоящее предательство, удар в спину нации, нашим ценностям, попытка стереть у армянина историческую память. Не случайно многие считают, что министру Араику Арутюняну после всего этого лучше уйти в отставку. Хотя лично я полагаю, что ему надо непременно застрелиться. Но у министра, судя по всему, другие планы на жизнь. Хорошо хоть кожа у него носорожья, а то бы расстроился человек – и кто бы тогда претворял в жизнь планы соросовцев?

У древних греков, как известно, отсутствовало представление об историческом времени – все, что было до них, было раньше. И это «раньше» представлялось им одним большим пятном, без временных разрывов. Я подозреваю, что страной сегодня руководят древние греки. Очень наглые древние греки. Впрочем, перед греками за сравнение следует извиниться.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.