Трудно порой отказаться от впечатления, что у власти сегодня оказались «чужие». Это больше, чем враги. С врагом ведь можно и примириться, а чужой всегда останется чужим. У нормальных людей с ними нет общих взглядов, общего языка. И даже если случайно произносятся одинаковые слова, смысл в них вкладывается разный.

ВПРОЧЕМ, СУДИТЕ САМИ. КАК ИЗВЕСТНО, МИНИСТЕРСТВО НАУКИ, образования, культуры и спорта представило на днях окончательный вариант проекта общеобразовательных критериев. Согласно проекту, «История Армянской церкви» перестает существовать в качестве отдельного предмета. Однако это далеко не единственное «достоинство» предлагаемых «реформ».  Например, планируется сократить часы, отводимые на … армянский язык и литературу.

Да… За последние два года эта власть много чего народу показала, но особенно – свою духовность. Это просто лезет изо всех щелей, хоть пальцами обратно запихивай. И продолжает расти такими темпами, что с непривычки даже немножко страшно. Поэтому наступили времена, когда случается очень много удивительных чудес. Раз – как полоса пошла. Сплошные загадки и чудеса. И сваливаются они так неожиданно, что не успеваешь отскочить в сторону. Только ахаешь: «Разве может такое быть?».

Как прикажете все это понимать, министр Араик Арутюнян? Ведь когда в вузах предметы «Армянский язык и литература» и «Армянская история» делали необязательными, лично вы в качестве основного довода и оправдания приводили то, что собираетесь резко повысить уровень преподавания армянского языка в школах. Лгали, что ли? Или искренне верите, что резкого повышения уровня преподавания можно достичь только уменьшением количества отводимых на изучение армянского языка часов? Ну что ж, некоторые с годами умнеют, а некоторые становятся старше.

Ну что ж, теперь, когда проблемы с предметами «История Армянской церкви», «Армянский язык и литература» прояснены, и умственные силы руководства освободились для дальнейшего служения делу образования нации, предлагаем срочно создать при Министерстве науки, образования, культуры и спорта специальный совет по доказательству таблицы умножения, и на двадцати семи страницах исследовать, каким образом дважды два получается четыре.

А когда прояснится с математикой, уполномочить министра образования Араика Арутюняна вывести еще разок закон Ньютона. Посадить его под яблоней, на яблоню посадить Пашиняна, и чтобы премьер падал на голову министра, а помощники записывали результаты. В общем, у них впереди много славных дел.

СОКРАЩЕНИЕМ ОТВОДИМЫХ НА АРМЯНСКИЙ ЯЗЫК И ЛИТЕРАТУРУ ЧАСОВ разрушаются основы национального образования. На первый взгляд, может, ничего особенного не происходит. Все вокруг разговаривают по-армянски, и кажется, будто все в порядке. Вот он, наш родной язык, вроде бы все владеем. Когда Колумб приплыл в Америку, он довольно просто нашел общий язык с аборигенами: ням-ням, буль-буль, чмок-чмок – есть, пить, дай, убью – это язык на уровне жестов, на уровне опарыша. Но когда испанцам вздумалось поговорить с новыми друзьями о душе, о Боге… - ничего не вышло, пришлось стрелять.

И дело здесь, конечно, не только в языке. Благодаря стараниям действующей власти, в небытие уходит все, что связано с нашими национальными ценностями, традициями, самобытностью, культурой. Они исчезают гораздо быстрее, чем сокращается население. Какой там Нарекаци? – мальчики и девочки (армяне по документам) не знают, когда была создана армянская письменность! Это правительство целенаправленно уничтожает образование!

А, скажем, в Швейцарии, где, как нам внушают, все думают только о деньгах, в поездах на стенах вагонов цитаты из лучших романов лучших писателей. Летишь по рельсам из Женевы в Цюрих; хочешь – глядишь в окно на виноградники и озера, хочешь – читаешь цитаты над окнами. Писатели разные. Надписей сотни. Но общее – одно: все цитаты умные, добрые, человечные; и ничего про деньги.

Сегодня уровень владения родным языком в наших школах крайне низок, о чем каждый год свидетельствуют и результаты вступительных экзаменов. Добавим к этому необязательный статус армянского языка в вузах и не будем удивляться тому, что выпускники делают свою работу плохо. Именно по причине недостаточного владения армянским языком. Если человека не учить правильно строить собственные мысли, не обогащать словарный запас, он вряд ли сможет достичь больших успехов в своей основной специальности.

Нам говорят, что все другие предметы в школах преподаются на армянском языке, и это, якобы, способствует автоматически повышению уровня владения родным языком. Чушь, кончено. Физика и химия не могут помочь лучше говорить на армянском. Безнадежная задача учить математике и биологии плохо владеющего языком человека.

ПРОСТО ЭТИ ЛЮДИ ХОТЯТ ПЕРЕДЕЛАТЬ ВСЕХ остальных по своему подобию. Представьте: человек был уличным активистом, питался из соросовских фондов, а стал министром (депутатом, премьером…). Нужны ли были ему наши национальные ценности на пути к вершине? Нет, для этого ему нужно было совершенно другое. Национальные ценности и традиции только мешали.

Но ведь еще философ Клайв Льюис писал в гениальном трактате «Человек отменяется»: «Если кто-нибудь и впрямь научится лепить своих потомков по своему вкусу, все последующие поколения будут слабее тех, кому выпала такая удача. Почти наверное удачливое поколение будет к тому же отличаться исключительной ненавистью к традиции и постарается уменьшить не только силу своих потомков, но и силу своих предков».

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.