Если брать только рациональную сторону вещей. Давно об этом пытаюсь говорить, скажу еще раз. Распадается огромное государство – можно называть его империей, можно не называть. Важно, что есть метрополия и есть подвластные метрополии страны и народы. Константинополь в Османской империи, Москва - в СССР. Хуже или лучше живется под властью метрополии, политическая сторона вопроса такова: разноплеменная периферия и концентрация абсолютной власти в метрополии. Конечно, такая система обречена распасться рано или поздно. Распад внешне выглядит как торжество свободы и демократии и в какой-то степени это торжество действительно имеет место – и в 1908 г. с приходом младотурок, и в 1990-1991 году в СССР. Но рациональная суть процессов распада –это передел материальных активов империи. С одной стороны выступают политические слабоорганизованные народы, населявшие прежнюю империю. С другой – постимперское государство. Из этносов империи начинают формироваться (впервые или нет) политические нации, которые претендуют на свои национальные государства. Постимперское государство тем временем перехватывает в свои руки процесс формирования политической нации из этнического большинства, то есть государствообразующего этноса прежней империи. И стремится представить себя выразителем интересов этого большинства. От имени этой нации государство начинает активную политику присвоения наследия империи. Естественно, политически слабоорганизованным народам трудно соперничать с государственной машиной. В Османской империи дело дошло до массового уничтожения одних, массового изгнания других и присвоения даже личного имущества. Мы не знаем, до чего дойдет сейчас, но пока постимперская государственная машина метрополии сделала все, чтобы исключить формирование на территории бывшей империи (постсоветском пространстве) других государственных машин, способных противостоять ей по части присвоения богатств, материальных активов. Сделала все, чтобы нации оставались политически неорганизованными. Где-то это удалось полностью, где-то, условно говоря, на 90 или 80 процентов. Поскольку эта государственная машина в действительности не является национальным государством доминирующего этноса (в данном случае русских), ей очень важны разного рода «патриотические» имитации. И ксенофобия является самым простым способом такой имитации... 
Эти процессы распада империй и присвоения их богатств можно сравнить с тяжело груженым товарным поездом, едущим на большой скорости. Рельсами и шпалами для этого поезда являются кости и спины. И сегодня он мчится в том числе и по армянским спинам.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.