От взаимоотношений бывших союзников действительно зависит очень многое, и не только то, в какую сторону свернет процесс урегулирования сирийского кризиса. В Вашингтоне будет решаться будущее НАТО и вообще новый геополитический расклад и на Ближнем Востоке, и во всем мире.

Два прагматичных, но импульсивных лидера

В первую очередь необходимо учесть внутриполитический расклад в самой Америке, где Трамп серьезно рискует потерей каких-то серьезных преференций, если не сможет договориться с Эрдоганом. Ведь и в Конгрессе, и в Сенате каждое движение, каждое выражение американского и турецкого лидеров будут внимательно отслеживать.

В этой сложившейся ситуации президент США не имеет права на ошибку. Тем более у Трампа минимум места для переговорного маневра, особенно если учесть импульсивный характер его турецкого визави. Эрдоган обязательно припомнит ему то самое нехорошее слово, которым обозвал его Трамп в своем письме. А личные отношения в данном контексте значат многое.

Сейчас уже можно говорить как минимум о том, что в курдском вопросе американцы на уступки со стороны турок могут не рассчитывать. Боевой настрой Эрдогана, который перед вылетом за океан уже успел обвинить США (а заодно и Россию) в том, что те так и не смогли разрулить ситуацию с террористами на северо-востоке Сирии – тому свидетельство. Сказать, что на американцев Эрдоган зол, значит ничего не сказать.

Причем в данном случае не сработает даже привычное правило дипломатии, которое гласит, что личные эмоции не влияют на принимаемые решения. Оба лидера о себе очень высокого мнения. Они обидчивы, импульсивны, за словом в карман не лезут. Так что не исключено, что все может обернуться скандалом.

При этом и Трамп, и Эрдоган весьма расчетливы и прагматичны. Это значит, что за переговорным столом развернется откровенный торг. Восточная, турецкая дипломатия, изначально строящаяся на торговых принципах, пересечется с бизнес-мышлением, которым великолепно владеет американский президент.

Проблема в том, что принцип "ты мне – я тебе" в данном случае не работает, поскольку на кону слишком высокие ставки. Российские С-400 против американских "Пэтриот". Российские Су-57 против западных F-35. А еще российские "Южный поток" и атомная станция Аккую.

НАТО дышит на ладан, а тут еще Инджирлик

Самое главное: Эрдогану придется выбирать между Путиным и Трампом, между Россией и США. В общем, переговорщикам, которым предстоит встретиться в Вашингтоне, не позавидуешь, поскольку геополитический расклад таков, что альтернативных вариантов попросту не осталось.

А еще и у той, и у другой стороны есть чем пригрозить друг другу. Турция - выходом из НАТО, а США могут предъявит турецкому президенту счет в виде уже спланированных и подготовленных экономических санкций. В нынешней ситуации они могут, как минимум, сильно пошатнуть трон, который всеми стараниями укрепляет для себя Эрдоган.

Более того, при определенном раскладе американские санкции и вовсе могут вбить последний гвоздь в гроб турецкой экономики – уж слишком крепко сейчас экономически связаны эти две страны.

Но и самой Турции есть чем на это ответить. Например – Инджирликом. Ведь, по большому счету, натовская военно-воздушная база на турецкой территории – это форпост на всем Ближнем Востоке.

А еще в Инджирлик есть натовское (американское) атомное оружие. Как минимум 50 единиц ядерных боеголовок, которые, при определенном раскладе, вполне можно превратить в заложников. До сих пор Эрдоган об этом в открытую не говорил, однако в последнее время несколько раз оговаривался, что пора бы Турции заиметь собственное ядерное оружие.

Количество беженцев может напугать, но не Трампа

Есть у Эрдогана еще одна козырная карта, которую он обязательно выложит перед Трампом. Это беженцы, которым Турция может предоставить возможность уйти в сторону Европы. Можно себе представить, какая лавина переселенцев из Сирии, Ближнего и Среднего Востока, Африки хлынет в европейские столицы. Не зря турецкие СМИ все последние дни комментировали цифры, предоставленные полицией.

А цифры действительно пугают. Оказывается, сегодня в Турции ютятся более пяти миллионов беженцев! И если Анкара вдруг откроет шлюзы, и вся эта масса, или хотя бы часть ее, хлынет на север, то европейским столицам придется несладко. И виноват в этом будет, конечно же, именно заокеанский союзник, не сумевший договориться.

За ходом переговоров будут внимательно следить в Кремле, поскольку на кону такие вещи, которые в первую очередь касаются именно российских интересов как в Сирии и на Ближнем Востоке, так и в мировой геополитики. Не зря Эрдоган, перед вылетом в Вашингтон, упомянул своего российского коллегу, оговорившись, что как вернется из Америки, то обязательно созвонится с Путиным.

Сказано это было, правда, в контексте того, что и русские не смогли разобраться с террористами на северо-востоке Сирии (турки в данном случае всегда имеют ввиду курдов). Однако, намек на то, что после переговоров с Трампом все будет обсуждаться с Путиным, явный.

Так что, несмотря на серьезный инструментарий, которым владеет Трамп для торговли с Эрдоганом (а также для давления на него), расклад перед вашингтонской встречей намечается примерно равный. Каждому из лидеров есть чем крыть карту соперника. 

С другой стороны, те же американцы не могут себе позволить вот так просто отпустить Турцию в свободное плавание, отказавшись от Инджирлика, НАТО, Босфора–Дарданелл. Если дойдет до этого, то придется применять другой инструментарий, которым США владеет мастерски - цветная революция.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.