Ведущий научный сотрудник Центра евро-атлантической безопасности Института международных исследований МГИМО Сергей Маркедонов для телеграмм-канала Bunin & Co прокомментировал итоги последней встречи глав МИД Армении и Азербайджана.
"23 сентября в Нью-Йорке прошла встреча министров иностранных дел Армении и Азербайджана Зограба Мнацаканяна и Эльмара Мамедъярова. В переговорах, как обычно, приняли участие три сопредседателя Минской группы, а также личный представитель действующего председателя ОБСЕ. Насколько этот раунд важен в контексте нагорно-карабахского урегулирования? Какие тренды он обозначает?", - задается вопросами Маркедонов.
Он сразу отмечает, что министры не обсуждали перспективы встречи между премьер-министром Армении Николом Пашиняном и азербайджанским президентом Ильхамом Алиевым. Речь шла лишь о продолжении встреч на министерском уровне, а также о подготовке очередного регионального визита сопредседателей Минской группы. На этом основании некоторые эксперты, занимающиеся изучением Закавказья, сделали вывод об очередном дипломатическом провале.
"Но стоит ли так категорично оценивать итог нью-йоркской встречи? Думается, ответ на этот вопрос не столь однозначен. Мы видим, что риторика Никола Пашиняна на карабахском направлении основана на двух основных тезисах: необоснованные компромиссы невозможны и самоцелью не являются, а также на невозможности урегулирования конфликта без вовлечения в переговоры представителей непризнанной Нагорно-Карабахской республики", - написал Маркедонов.
По его словам, эти идеи намного четче декларируются, чем это делалось предшественниками Пашиняна. Но риторика риторикой, а переговоры продолжаются. Как минимум, это свидетельствует о том, что и в Ереване, и в Баку (где риторика армянского премьера вызывает резкое неприятие) умеют разделять выступления для внутренней аудитории и дипломатическую прагматику. Понимая, что без диалога, ситуация может быть намного худшей, чем есть сейчас. Хотя сегодняшний статус-кво идеальным не назовешь.
"Другой вопрос- предмет диалога. Позиции сторон настолько далеки друг от друга, что содержательные переговоры сегодня невозможны. И фамилии лидеров государств, министров иностранных дел не играют здесь первостепенной роли, в обществах и элитах Армении и Азербайджана есть карабахский консенсус. Не завтра и не послезавтра он будет изменен. Таким образом, на первый план выходит не разрешение конфликта, а управление им, минимизация издержек от застарелого противостояния. Военного перевеса нет ни у одной из сторон, а к компромиссам две кавказские республики не готовы. Именно под таким углом и надо рассматривать встречи Мнацаканяна и Мамедьярова. В Нью-Йорке, Москве или в любой другой точке мира", - написал Маркедонов.
Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.
Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.
С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.
 Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.