Эриванский уезд, Александрополь (ныне Гюмри), 1840 год. Санитарно-эпидемиологическая обстановка - всего-навсего "три холеры, две чумы". Она, можно сказать, в норме и опасности не представляет. Далее, до августа 1970 года, над всей Арменией безоблачное небо, но Каспийский регион, и прежде всего Астрахань, которая, по сути, недалеко, охвачен эпидемией холеры. Биотип смертоносного заболевания - "Эль-Тор".

В регионе вводится особое положение. Для обеспечения порядка только в Керчи задействовали свыше девяти тысяч военнослужащих, вертолеты, сторожевые катера. Военные необходимы, в первую очередь, для принудительной госпитализации тех, кто не хотел добровольно обследоваться на наличие заболевания. Как водится в таких случаях, информация строго дозирована - слово "холера" не упоминается. Но люди умирали: организм быстро обезвоживался, обострялись хронические заболевания, затем потеря пульса и смерть.

Армения. Прошел слух, что зафиксирован случай заболевания и у нас. Минздрав опровергает. Откуда слух?

Из пионерского лагеря Кировакана в Ереван привозят мальчика с тяжелым инфекционным заболеванием. И сразу же: потеря пульса, смерть. Подозревают холеру. На ноги поднимают всю службу эпидемиологического надзора - неужели холера? Подозрения усиливаются оттого, что в соседнем Иране она есть.

Рассказывает участник тех событий. Базовая специальность патоморфология, доктор медицинских наук, профессор, впоследствии министр здравоохранения Армении Арташес Вартанович Азнаурян.

- Чтобы предотвратить проникновение инфекции в страну, на армяно-иранском пограничном пропускном пункте тотчас предприняли превентивные меры. Провели тщательный осмотр девятисот десяти пассажиров, приехавших из Ирана в Армению. Семьсот сорок из них прибыли через пропускной пункт Мегри, сто семьдесят – авиарейсом Тегеран-Ереван.

- И что?

- Признаков холеры не обнаружили.

- А мальчик?

- У мальчика оказался токсикоз.

- У страха - глаза велики?

- Это так.

Заметим, в таких случаях лучше, чтоб больших глаз было как можно больше. Во время "Холеры-70" пришлось создавать специальные пункты обследования, через которые только в Одессе прошло почти 200 тысяч человек. В Керчи начались беспорядки - были попытки несанкционированных переходов карантинной зоны. В сентябре 1970 года карантин был снят. Сколько человеческих жизней унесла холера - установить не удалось.

Итак.

1840 год, Эриванский уезд, Александрополь, (ныне Гюмри). Санитарно-эпидемиологическая обстановка в пределах "три холеры, две чумы", была, можно сказать, в норме и опасности не представляла.

1970 год. Холерная беда нас миновала.

2019 год. Взято из специальных источников. "Вспышки эпидемической холеры обычно возникают в тех странах, где отсутствует нормальная утилизация отходов жизнедеятельности человеческого организма, где не хватает безопасной (не зараженной) питьевой воды. Как правило, речь идет о беднейших странах Африки и Латинской Америки".

Оглядываемся вокруг. Что видим? Мы не Африка, не Латинская Америка, не самая богатая, но и не самая бедная страна в мире. Мы - Армения.

Насчет утилизации отходов. Мусор - куда ни глянь. Процесс его утилизации практически нулевой. Что на улицах, что во дворах, что в городе, что на селе.

Севан цветет, Раздан загажен (людям почему-то нравится сваливать мусор в такие места, где еще сохранилась природа), на улицах, в подъездах, под ногами - грязь. Не дай Бог, случится вспышка эпидемии, ругать и штрафовать "Санитэк" нет никакого смысла. "Эль-Тор" или какая-нибудь другая гадость станет торжествовать победу, а мы подсчитывать потери. Как человеческие, так и материальные. Чего ждем, господа из муниципальных организаций, мэрий, кабинета правительства?

Мусор всегда будет побеждать чистоту, поскольку для того чтобы он появился, особых усилий делать не надо.

Усилия требуются для наведения чистоты, предохраняющей от холеры, чумы и других эпидемий.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.