Доцент кафедры зарубежного регионоведения и внешней политики Российского государственного гуманитарного университета, политолог Сергей Маркедонов прокомментировал для телеграм-канала Bunin & Co недавнюю короткую встречу в Брюсселе премьер-министра Армении Никола Пашиняна и президента Азербайджана Ильхама Алиева.

13 мая премьер-министр Армении и президент Азербайджана встретились в Брюсселе в рамках мероприятий, приуроченных к 10-летию "Восточного партнерства". 

Политолог отметил, что по итогам краткой беседы Пашинян в интервью журналистам отметил два принципиально важных момента. 

"Он выразил надежду на продолжение переговоров, хотя и отметил, что конкретных планов новых встреч нет. В то же самое время он подчеркнул, что без участия представителей непризнанной Нагорно-Карабахской республики эффективность мирного процесса будет невысока", - пишет он.

По словам эксперта, отталкиваясь от оценок премьер-министра Армении, можно прийти к выводу о том, что стороны по-прежнему остались при своих интересах. 

"Ереван продолжает "гнуть линию" по поводу вовлечения НКР, тогда как Баку настаивает на восстановлении территориальной целостности, то есть приоритетном учете азербайджанских подходов к разрешению конфликта", - говорит он.

Маркедонов считает не случайным в этом контексте, что ЕС и страны-участницы "Восточного партнерства" не смогли согласовать текст "юбилейной" декларации. 

"Важнейшей (хотя и не единственной) причиной этого стало недовольство Азербайджана тем, что в документе четко и однозначно не был закреплен приоритет принципа территориальной целостности. Между тем, стоит заметить, что сопредседатели Минской группы ОБСЕ, осуществляющие посредничество в переговорах между Баку и Ереваном, последовательно защищают равноценность и равнозначность таких "хельсинкских принципов", как нерушимость границ и самоопределение народов. Как совместить это на практике - самый сложный вопрос карабахского уравнения. Но, как мы видим по итогам очередной встречи лидеров двух закавказских государств, особого желания приступить к его решению на основе компромисса нет", - отмечает политолог. 

Маркедонов задается вопросом о том, в чем же тогда ценность встреч и переговоров Пашиняна и Алиева.

"Прежде всего, в том, что они обсуждают текущую ситуацию на "линии соприкосновения", имеют возможность дать анализ имеющихся инцидентов, остудить эмоции и, как минимум, уменьшить риски возможной эскалации. Увы, на большее рассчитывать пока не приходится. Но и это меньшее необходимо ценить, поскольку альтернативой нынешнему положению "ни мира, ни войны" является "разморозка" конфликта", - резюмирует он.

Начало карабахскому конфликту было положено в 1988 году, после заявления преимущественно населенного армянами Нагорного Карабаха о выходе из состава Азербайджана. 10 декабря 1991 года в Нагорном Карабахе состоялся референдум, где 99,89% высказались за полную независимость от Азербайджана.

Инициированные Азербайджаном вслед за этим широкомасштабные боевые действия привели к потере контроля не только над Нагорным Карабахом, но и прилегающими к нему семью районами.

С 12 мая 1994 года после вступления в силу трехстороннего соглашения о перемирии в зоне конфликта прекращены военные действия, в результате которых с обеих сторон погибло примерно 25-30 тысяч человек, и около 1 миллиона были вынуждены покинуть свои дома.

Соглашение об установлении режима прекращения огня соблюдается до сих пор. С 1992 года по сей день ведутся переговоры по мирному урегулированию конфликта в рамках Минской группы ОБСЕ, сопредседателями которой являются США, Россия и Франция.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.