Как ни странно об этом говорить, но цены в Армении в последние годы растут слабо. Другое дело, что не так быстро растут и наши доходы.

В среднем в 2018 году цены выросли на 2,5%. А средняя номинальная зарплата в Армении в октябре 2018 года составляла 169 тысяч драмов (то есть на руки у нас сейчас получают в среднем около 130 тысяч драмов, или около 270 долларов). Это примерно на 4 тысячи, или на 2,4% больше, чем в начале года. То есть, по приблизительной оценке, в 2018-м инфляция и зарплаты росли примерно одинаково.

Здесь нам возразят: как же так, если масло и мясо снова дорожают? Так и есть. Правда, в то же время цена на хлебопродукты, молочные продукты почти не росла, а на фрукты и овощи даже снизилась.

Оставим в стороне вопрос об изменениях цен и попробуем "пофантазировать" о нашем благополучии. Ведь если инфляция низкая, то мы можем купить больше того, чего хотим. А когда это произойдет?

Для этого есть два пути: мы должны или много покупать, или "мало хотеть". И вот когда мы вынуждены "мало хотеть", тогда слабеет спрос на товары, и цены не растут. Тогда бизнес не берет кредиты для инвестиций, меньше берет новых работников и не повышает зарплату для них (то есть, в конечном счете, для нас).

В 2015 году нам пришлось как раз "меньше хотеть", когда упал российский рубль и доходы российских потребителей (которые покупают армянский коньяк и фрукты).

Поэтому, начиная с августа 2015 года, Центробанк Армении снижал ставку рефинансирования, чтобы банковские кредиты были доступнее, а инвестиции - активнее. По замыслу ЦБ, тогда инфляция чуть вырастет, но будет оправдана выпуском новых товаров и услуг.

Ставки по кредитам действительно снижаются. По статданным, с марта 2017-го по ноябрь 2018 года средние ставки по кредитам снизились почти на 4,4 процентных пункта (с 16,80 до 12,36%). А направлялись ли они в перерабатывающую промышленность?

Да. Сейчас в среднем в месяц промышленные предприятия берут кредитов примерно на 20% больше, чем два года назад (по статистике Центробанка).

А вот становится ли от этого больше товаров? Вот в этом и состоит один из ключевых вопросов. И ответить на него мы пока не можем. Сколько наемный работник в Армении в среднем производит товаров и услуг? На какую стоимость? Такая статистика в Армении не публикуется (в отличие, например, от Евросоюза).

Правда, есть данные о том, какая доля общего ВВП страны в среднем приходится на одного наемного работника. В Армении, по данным Всемирного Банка, это примерно 22 тысячи долларов в год, причем в последние годы этот показатель растет. Но этот показатель нам не совсем подходит. Ведь он учитывает весь ВВП, в том числе сырьевую его часть (например, концентраты металлов). А вот какую обработку сырья проводит один работник, в каком объеме и на какую сумму? Данных об этом у нас нет.

А зачем они нужны? А затем, чтобы понять, могут ли в стране вырасти зарплаты. Ведь именно этого хочет правительство, предлагая снизить подоходный налог. Пусть работдатель платит немного меньше денег в бюджет и немного больше оставит в кармане у своего работника.

Но есть ли долгосрочные резервы для этого? Повышается ли производительность на предприятиях?

От этого вопроса во многом зависит, вырастут ли у нас зарплаты, и можно ли будет на них приобрести больше товаров и услуг.

Но в последние годы зарплаты в Армении больше растут не в промышленности, а в сфере услуг и на строительстве.

Тогда "заслужили" ли мы рост зарплат, который перекроет инфляцию? Вопрос остается открытым.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.