Месторождения нефти и газа в Армении не исключены, но на большой глубине, отмечает специалист.

Кабы встать, да присесть, да найти скорее нефть... Такой перепев "если бы да кабы" время от времени повторяется в Армении. Уже не в первый раз нефтеразведочные компании получают здесь лицензии на разведку. Где именно?

Исходя из геологических и тектонических особенностей, Армения разделена на шесть лицензионных блоков по поискам месторождений углеводородов, поясняет один из опытнейших геофизиков Армянской ССР и независимой Армении Гарик Бабурян, автор двух десятков геологических отчетов по рудным полям Зангезурского рудного региона. В 2000-е годы он руководил отделом подземных энергетических ресурсов в министерстве энергетики и природных ресурсов.

Из шести блоков лучше изучен второй, где еще с советских времен были сконцентрированы геологические, геофизические и буровые работы по поискам нефти и газа. Именно на этой площади пробурены самые глубокие, до 5 км, скважины. И только в одной скважине, на берегу реки Аракс, в 70-е годы получили небольшой выброс газа - выходил он всего несколько дней. По всей видимости, газ случайно накопился в геологическом резервуаре (то есть "ловушке").

Перспективным считается и третий блок. Это северо-восток Армении, который граничит с зоной нефтяных месторождений Азербайджана и Грузии. Перспективы обусловлены как с общегеологических позиций, так и анализом материалов бурения и тяжелых горных выработок (при поиске угля), данными полевых исследований и лабораторным изучением горных пород и керна.

По определенным геологическим данным, месторождения нефти могут находиться и в акватории озера Севан (в 4-ом блоке). В частности, одно проявление находится у села Еранос, недалеко от города Мартуни. В 50-е годы здесь бурили гидрогеологические разведочные скважины. Но из одной стала выходить не вода, а тяжелые фракции нефти (мазут), в небольших количествах. И до настоящего времени они понемногу выходят на поверхность у устья скважины.

Ирландская компания "Blackstairs Energy" провела геофизические исследования в пределах 5-го блока, на границе с Нахичеванью, где зафиксирована перспективная на нефть структура. Исследования этого блока продолжаются.

По известным данным о возрастных и глубинных пределах горных пород — месторождения в известных нефтегазоносных бассейнах: в Черноморско-Каспийском регионе, на Среднем и Ближнем Востоке характеризуются, в основном, мезозойским периодом (см. таблицу).

НГО Основные страти-граф. Горизонты

Глубины н/г залежей

в метрах

Примечания

Черноморско-Каспийский НГБ

Азово-Кубанская

юра, мел, палеоген, неоген 1300-3500 н/г залежи зафикси-рованы и в триасских отложениях
Ставропольская
 


пермь-эоцен 800-2400 только газовые скопления
Терско-Кумская пермь-палеоген

200-400

1600-2500

3250-4000

глубина залежей обусловлена блоковым строением
Азербайджан мел-неоген 80-3600 Куринская депрессия
Грузия мел-неоген

600-1500

3000-3500

коллекторы трещинного типа
НГБ 

Ближнего и Среднего Востока

Иран, Ирак

мел-нижний олигоцен 1300-2500 территория предзагорского прогиба
Армения юра, мел-неоген

признаки, следы 700

основные проявления глубже 4000

проявления нефти и газа

 

Исходя из таблицы, возможные месторождения углеводородов на территории Армении находятся на глубине не меньше четырех километров.

Результаты сравнения недвусмысленны: искать надо на больших глубинах. В советское время в Армении (в основном на втором блоке) пробурили более ста глубоких скважин, но результата не получили. После распада Союза государственные программы закрылись, а частные компании работали с большой осторожностью. За последние 25 лет были пробурены всего две такие скважины. Нефтяные компании, которые приходили на разведку, в основном ограничивались менее затратными геофизическими исследованиями.

"Но геология — капризная наука. Дважды два тут никогда не равно четырем", — подчеркивает Бабурян. – "И советские, и зарубежные специалисты, не раз убеждались: анализ результатов геофизических, геологических, геохимических исследований может показать одно, а в реальной скважине окажется совсем другое. Бурение нефтяных скважин – дело крайне дорогое.

Затраты колеблются в зависимости от глубины и горных пород. Но по самой грубой оценке, один метр оценивается в тысячу долларов. То есть одна скважина на четыре километра – это четыре миллиона. А при разведке приходится бурить десятки скважин", — отметил Бабурян.

Как мы уже заявили, самой перспективной на нефть считается Араратская котловина, потому что ее разрез представлен в основном осадочными породами.

Считается, что нефть накапливается именно в осадочных горных породах, у которых хорошие коллекторские свойства. Но еще Менделеевым была высказана гипотеза о неорганическом происхождении нефти и газа. По этой гипотезе, они могут и не быть привязаны к осадочным породам. А значит, перспективными могут быть и другие районы Армении. И здесь мы снова вспоминаем ту самую скважину с мазутом на берегу Севана, о которой говорили выше.

"По советским данным геологоразведки, мы предполагаем – подчеркиваю, не знаем, а предполагаем – что в акватории Севана может быть нефть. Но здесь у правительства Армении принципиальная позиция. Никакой добычи в акватории Севана разрешено не будет. Это ценнейший запас пресной воды. Не будем забывать, что уже сейчас литр воды стоит намного дороже литра нефти", — напомнил Бабурян.

До распада СССР в Армении пробурили более 500 километров скважин на нефть и газ, провели геофизический анализ на нескольких тысячах точек. Опираясь на этот массив данных, можно предположить: если месторождения и есть, то только на большой глубине. Искать их – значит не побояться потратить 20-30 миллионов долларов с сомнительной гарантией на успех.

Так в свое время ушли из Армении "Армяно-Американская горнорудная компания" и канадская компания Team Energy. Первая из них пробурила одну скважину в 90-е, вторая – в 2000-е. Потратив несколько миллионов долларов, компании свернули работы и уехали.

"А недавно с интересным заявлением выступила фирма "Интеграл петролеум", которая в 2012-17 годах имела разведочную лицензию на 2-й блок. Компания утверждает, что пробурила там 55 скважин и заново интерпретировала данные советских исследований – и даже определила запасы углеводородов на нескольких участках.

Получается, что советские специалисты, а здесь работали лучшие, не смогли увидеть то, что заметили работники этой фирмы? Все это вызывает если не недоверие, то точно недоумение", — замечает Бабурян.

Стоит ли рисковать? Этот вопрос – главный для геологических компаний. Поэтому в Армению геологи-нефтяники приезжают не так уж часто.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.