Переговоры по цене на поставляемый в Армению российский природный газ, кажется, находятся сейчас в завершающей фазе. Заявление министра энергетики РА Армена Мовсисяна о том, что «у нас будет самая лучшая цена, ниже, чем у всех остальных в СНГ», конечно, вносит определенный оптимизм. Впрочем, не стоит искать в этом заявлении ничего, кроме популизма, рассчитанного преимущественно на маргиналов. Так или иначе, даже в случае повышения тарифа с 180 до ожидаемых 240 долл США -  цены для Армении действительно будут самыми низкими в СНГ. Так было почти всегда. И тому есть свои причины. Очевидно, что передача 5-го энергоблока Разданской ТЭС в управление российского «Газпрома», договоренности по строительству нового блока Армянской АЭС российским «Росатомом», да и в целом – контроль, осуществляемый российской стороной над газотранспортной системой страны - не что иное, как сдерживающий фактор в определении тарифов на природный газ для Армении.

Однако подобные сдерживающие факторы есть и у других наших соседей по СНГ. Так почему же агрессивная тарифная политика «Газпрома» обходит стороной лишь Армению?

Перенесемся ненадолго в Украину. Еще на прошлой неделе премьер-министр Николай Азаров в очередной раз высказал свое недовольство относительно недопустимо высоких цен поставляемого в Украину российского природного газа. По его словам, жадная тарифная политика Газпрома уже дает свои плоды: украинский рынок активно ищет альтернативу российскому голубому топливу.

И не только ищет. Вполне конкретные действия не заставляют себя ждать. А именно: В 2012 г.  “Нафтогаз” Украины сократил закупку газа у российского монополиста до 25 млрд куб.м, а в 2013 г планирует приобрести лишь 18-20 млрд куб.м. Таким образом, «Газпром» недополучил около 2 млрд долл. США в связи с сокращением украинской стороной потребления российского газа.  Не теряя зря времени, Украина ведет переговоры вокруг возможных поставок природного газа из Азербайджана. И хотя переговоры это скорее имеют показательный характер, очевидно, что создание информационного фона – важное политтехнологическое условие для приближения к цели. И фон этот обеспечивается весьма неплохо. Особенно в вопросе поставок азербайджанской нефти по трубопроводу Одесса-Броды и НТС «Дружба». Правда, недавнее заявление министра энергетики Азербайджана Н. Алиева о неготовности инфраструктуры республики экспортировать как нефть, так и газ в Украину и дальше в страны ЕС внесло ложечку дегтя в медовые азербайджано-украинские переговоры. Впрочем, факт наличия подобных переговоров уже сам по себе – большой шаг на пути к энергетической диверсификации украинского рынка и снижения российского газового и, как следствие, политического влияния в регионе.

 

В целом проблемы у газового монополиста не только с Украиной. Только за 9 месяцев 2012 г чистая выручка «Газпрома» от продажи газа в страны бывшего СССР снизилась на 72,964 млрд руб., или на 16%, по сравнению с аналогичным периодом 2011 г., составив 385,644 млрд руб. И это уже далеко не информационный фон. Не секрет: «Газпром» сегодня переживает не лучшие времена. Так, капитализация газового гиганта в феврале достигла минимального значения с июля 2009 г., снизившись до 104,7 млрд долл. США. Для сравнения отметим, что капитализация самой дорогой нефтегазовой компании – Exxon Mobile – составляет 406,4 млрд долл. США. Всего за один год монополия потеряла 30% своей рыночной стоимости и оказалась в списке самых дешевых нефтегазовых компаний мира. Безусловно, сокращение выплачиваемых дивидендов, рост капвложений, перенос добычи газа на Штокмановском месторождении до 2019 г., мощная конкуренция с «Новатэк» - все эти факторы сыграли ключевую роль в позорном снижении капитализации «Газпрома». Результат не заставил себя долго ждать – пересмотр условий контрактов с российским монополистом сегодня находится на повестке дня в ряде стран ЕС. 

Теряя позиции в западном полушарии, «Газпром» вместе с тем ищет новые рынки уже в полушарии восточном. Явный тому пример - активизация энергодиалога с Китаем. Так, согласно обсуждаемому 30-летнему контракту с китайской CNPC, ежегодные поставки российского газа должны составить 38 млрд куб.м, с возможностью увеличения до 60 млрд куб.м. Примечательно, что обсуждаемые объемы составляют примерно треть нынешнего объема российского экспорта газа.

Далее. Другой российский монополист  - «Роснефть» - привлекает у Китайского банка развития 2 млрд долл. США под увеличение поставок нефти до 50 млн т/год в Поднебесную сроком на 25 лет. Объем не менее впечатлителен.

Все это, а также ряд других крупных ставок, делаемых «Газпромом» на страны Азиатско-Тихоокеанского региона, - свидетельство максимальной диверсификации монополией своей деятельности.

 

Впрочем, диверсификация диверсификацией. Она оправдана и эффективна в любом случае. Интересно другое. Если в отношении стран ЕС, а также ряда стран СНГ «Газпром» продолжает вести агрессивную энергетическую политику, то в АТР политика эта более чем дипломатична и взвешена. Создается впечатление, что Россия, осознавая свое политическое фиаско в ряде важных для нее регионов, и особенно в СНГ,  идет на вполне отчаянные шаги по демонстрации своего влияния. Главным инструментом этой демонстрации, согласно традиции, выступает «Газпром».

 

О потере влияния России в Армении говорить пока не приходится. Оставаясь единственным верным партнером России на Южном Кавказе, да и на всем постсоветском пространстве, Армения будет продолжать пользоваться скидками на газ, многомиллионными инвестициями и «политической крышей». Совершенно очевидно, что при малейшей попытке воплотить в жизнь провозглашенную когда-то «политику комплементаризма», столкновение с «газпромовским отчаянием» для Армении будет неизбежно.

автор - к.п.н., президент НПО «Чистая энергия»

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.