Азербайджанская провокация не прошла

Спустя всего сутки после трехсторонней встречи 20 июня президентов Армении, России и Азербайджана в Санкт-Петербурге, на которой стороны подтвердили достигнутые на армяно-азербайджанском саммите в Вене 16 мая с.г. договоренности, направленные на стабилизацию ситуации в зоне конфликта и создание атмосферы, способствующей продвижению мирного процесса, и условились увеличить число международных наблюдателей в зоне конфликта, официальный Баку предпринял новую дипломатическую провокацию.

Заместитель главы администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов заявил, что в Санкт-Петербурге, якобы, достигнута договоренность о поэтапном урегулировании азербайджано-арцахского конфликта, согласно которому “вначале освобождаются пять районов, а затем еще два района и определяется коридор, затем определяется статус Нагорного Карабаха”.

Официальный Ереван решительно опроверг эти утверждения Баку. “На Санкт-Петербургском саммите не было достигнуто какой-либо договоренности по урегулированию конфликта”, — заявил министр иностранных дел Армении Эдвард Налбандян, отвечая на вопрос Арменпресс. Он заметил, что чиновник Новруз Мамедов никогда не принимал участия в каких-либо переговорах, в том числе на Санкт-Петербургском саммите, где он присутствовал лишь на рабочем ланче, в ходе которого обсуждались, исключительно, вопросы учреждения механизма по проведению расследований инцидентов и расширения команды личного представителя действующего председателя ОБСЕ.

“Что касается пакетного урегулирования карабахского конфликта, то, в первую очередь, в его основе, как многократно заявлено, должно лежать признание Азербайджаном права народа Арцаха на самоопределение и его реализацию”, — подчеркнул министр.

По его словам, “на данном этапе Азербайджан должен безоговорочно выполнить достигнутые и подтвержденные на саммитах в Вене и в Санкт-Петербурге договоренности, в первую очередь, по исключительно мирному урегулированию конфликта, по выполнению трехсторонних бессрочных соглашений 1994-1995 годов о прекращении огня, по созданию механизма расследований инцидентов, а также по расширению команды Личного представителя Действующего председателя ОБСЕ”.

Все это позволит создать соответствующие условия для возобновления переговоров по урегулированию конфликта, отметил Э.Налбандян.

Подобное провокационное поведение Азербайджана было вполне прогнозируемым. Изначально армянские и даже иностранные эксперты заявляли, что доверять “непредсказуемому Алиеву” попросту нельзя. В Степанакерте и Ереване отмечали, что Алиев сделает все возможное для срыва мирного процесса по карабахскому урегулированию.

Так, пресс-секретарь президента Нагорно-Карабахской Республики Давид Бабаян, комментируя итоги санкт-петербургской встречи, подчеркивал важность того, что на ней говорилось о необходимости внедрения механизмов расследования инцидентов. “Но самое главное то, что подчеркнута безальтернативность мирного урегулирования нагорно-карабахского конфликта”, — отметил Давид Бабаян. Это, считает он, внушает надежду на то, что находящийся в сложной, “патовой ситуации” переговорный процесс удастся реанимировать. Правда, внедрение механизмов расследования — процесс будет долгий и трудоемкий, но “самое главное, положено начало, и необходимо приложить все усилия для его продолжения”, — сказал Давид Бабаян.

Вместе с тем пресс-секретарь президента НКР убежден, что Азербайджан будет пытаться торпедировать процесс, и проведение им крупномасштабных военных учений непосредственно в день встречи на высшем уровне — лишнее тому подтверждение.

Директор Института востоковедения Национальной Академии наук Армении Рубен Сафрастян на встрече с журналистами также напомнил, что “мы имеем дело с непредсказуемым Азербайджаном, и сложно надеяться, что Алиев не продолжит свою политику, целью которой является срыв мирного процесса”.

Заместитель директора Института Кавказа Сергей Минасян, напомнив, что серьезного прогресса на трехсторонней встрече в Санкт-Петербурге, исходя из создавшей ситуации, не ожидалось, вместе с тем отмечает, что “не реализовались необоснованные ожидания, связанные с тем, что российская сторона собирается оказать давление на Ереван и заставить армянскую сторону пойти на односторонние уступки”. В России прекрасно осознают, что все это не приведет к решению проблемы и еще больше осложнит ситуацию для Кремля”, — сказал С.Минасян журналистам.

При этом он подчеркнул, что в сложившейся ситуации Баку стоит перед дилеммой — “либо адаптироваться под более сложный статус-кво и попытаться представить собственной общественности апрельские события как серьезный успех, либо прибегнуть к эскалации в зоне карабахского конфликта”. В последнем случае, как показали апрельские события, Баку стал признавать, что не в состоянии достигнуть серьезных успехов, считает эксперт.

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.