В отличие от настроений британцев по вопросу выхода королевства из Евросоюза, сами итоги референдума по тому же вопросу стали если не шоком, то большой неожиданностью для всех без исключения. Дело в том, что экспертные оценки строились не только на основании опросов общественного мнения британцев, но и на анализе интересов британского правительства, европейских элит, Соединенных Штатов и пр., а так же с учетом масштаба развернутой агитационной работы противников выхода страны из ЕС, в которой принимали активное участие и лидеры объединенной Европы, и евробюрократы разного уровня, и нобелевские лауреаты, и весьма авторитетные в обществе деятели из различных сфер культурной, научной и общественной жизни. Про усилия премьер-министра Дэвида Кэмерона и президента США Барака Обамы уже не говорю. Совокупность всех факторов не оставляла сомнений, что в итоге правительству Кэмерона удастся обеспечить нужный результат. Тем не менее, ошиблись все. Британцы проголосовали за выход из Евросоюза с перевесом в 4%. Мысль, которая приходит в голову по горячим следам, которая как-то объясняет такой исход, это либо мы все переоценили могущество евробюрократии и госдепа США, либо недооценили роль гражданской позиции британцев как фактор. Скорее всего, имеет место и то и другое. Кстати, примерно такая же картина наблюдалась в преддверии голландского референдума по вопросу ассоциации Украины с ЕС. Результаты волеизъявления голландцев многие оценили как исключение, однако, как видим, не совсем так. Конечно же, значимость этих двух референдумов для судеб Европы несопоставима. Нужно отметить, что как и в случае с референдумом в Голландии, референдум в Великобритании тоже носит рекомендательный характер, правда, с одной оговоркой: правительство не может не обращать внимания на результаты, если они достигнуты с существенным перевесом. Сразу встает вопрос: а посчитают ли существенным перевес в 4%? Это перевес всего лишь в 4%, или аж целых 4%? Судя по реакции премьера Кэмерона, заявившего о своей отставке, а также председателя Европейского совета Дональда Туска, призвавшего сплотиться оставшихся 27 членов ЕС, вопрос о признании итогов референдума как руководства к действию в повестке дня не стоит. Случившееся воспринято как данность, хоть и катастрофическая.

В стремлении дистанцироваться от набирающих обороты в Европе проблем различного характера, британцы своим голосованием создали не меньше проблем и для себя, и для Европы в целом. В одночасье встал вопрос дальнейшей сохранности не только Евросоюза, но и самой Великобритании. Практически сразу же, после оглашения результатов, о необходимости проводить референдум об отделении от Великобритании раздались голоса в Северной Ирландии и Шотландии, граждане которых проголосовали за сохранение Королевства в ЕС. А вот лидер голландской «Партии свободы» Герт Вилдерс, после результатов британского референдума, предложил провести аналогичное голосование в Нидерландах. Что голландцы ребята своенравные, уже знаем. Получается, что для англичан задача номер один – избежать распада Великобритании, а для Евросоюза – каким-то образом предотвратить возможный эффект домино.

С поведением ЕС, его бюрократии и ведущих политиков, задающих тон в европейских делах, более-менее понятно. Изо всех сил будут стараться демонстрировать единство и решимость, пытаться предотвратить проведение референдумов в других странах, на первое время придумать какие-то привлекательные ходы для оставшихся участников, дабы снизить градус евроскептицизма. При этом совершенно очевидно, что Евросоюз на ближайшее время точно, а то и в среднесрочной перспективе, вынужден будет сосредотачиваться на внутриевропейских делах, разумеется, в ущерб внешней политике. Ну и вряд ли всерьез будет рассматриваться вопрос расширения ЕС. С одной стороны, привлечение новых стран в организацию вроде как подчеркнуло бы ее все еще привлекательность и живучесть, но с другой стороны, думается, есть понимание, что многие проблемы вылезли как раз после форсированного расширения ЕС. Не склонен считать, что получив солидный урок, Евросоюз захочет предпринимать какие-либо шаги чисто из политических соображений, тем более навязанных извне. Смею предположить, что если даже какие-то части Великобритании отколются и захотят вступить в ЕС самостоятельно, его лидеры поддержат их стремление в ущерб отношениям с островным соседом.

Великобритания же всеми правдами и неправдами будет стремиться избегать распада государства. В ход будут пущены все способы, вплоть до шантажа – наложить вето на comeback в НАТО бунтарских регионов в другом статусе. Здесь ох как понадобится заезженная уже тема о российской угрозе. Не Иран же будет угрожать Северной Ирландии.

Любопытна сама по себе процедура выхода какой-либо страны из Евросоюза. После заявления о намерении, предусмотрена процедура переговорного процесса с Брюсселем об условиях выхода, который теоретически может длиться годами. Все это время никакие правовые изменения во взаимоотношениях не происходят. По крайней мере, не должны. После подписания итогового соглашения с Брюсселем об условиях выхода, документ должны ратифицировать национальные парламенты всех стран-участников. Какое отношение имеет такая процедура к демократии, судите сами. В теории, парламент любого государства может и отклонить документ, тогда наступает правовой тупик. Получается, что депутаты, скажем Литвы, могут нивелировать решение народа Великобритании. Нонсенс.

Если же исходить из понимания глубинных причин роста септических настроений среди европейцев по отношению к ЕС, надо констатировать, что европейцы не против сотрудничества и открытости, они против диктата Брюсселя во всех сферах их внутренней жизни. Это реальность. Следовательно, британцы будут искать новые форматы сотрудничества с Европой в целом и с ЕС в частности. Это будет вполне на руку и лидерам и функционерам ЕС. Такой подход даст возможность с некоторыми корректировками выстраивать отношения на прежнем уровне. Только придется вместо термина «член ЕС» придумывать какой-то другой, допустим – привилегированный партнер ЕС. Если удастся выработать эффективные механизмы сотрудничества в таком ключе, возможно, они могут лечь в основу реформирования самого Евросоюза. То, что ЕС не будет прежним, если даже сохранит свое существование, очевидно, и об этом я в том числе писал еще задолго до проведения Brexit.

Маловероятно, но теоретически возможен и другой сценарий, когда британцы постараются создать некий новый формат в Европе под себя, затащив туда на первое время Польшу и Балтийские страны. Такой контур в последнее время просматривается, но план реализуем исключительно с благословения американцев.

Теперь о реакции и позиции США. Понятно, что Европа входит в зону интересов Вашингтона, как важнейший приоритет. Понятно, что с выходом Великобритании рычаги воздействия на ЕС у Штатов ослабевают. Равно как и понятно, что не в интересах администрации Белого дома ослабить контроль ни над Великобританией, ни над ЕС, тем более сталкивать их лбами, что может привести к непредсказуемым последствиям, вплоть до утери контроля должного уровня сразу над всеми. Нет сомнения, что США сейчас резко активизируют свою деятельность в европейском направлении по всем фронтам. В полной мере будет использована универсальная сдерживающая дубинка под названием НАТО. То, что НАТО структура сдерживающая, бесспорно, однако, остаюсь при своем ранее высказанном мнений, структура, сдерживающая амбиции в первую очередь своих. Внешние угрозы и весь прочий пропагандистский арсенал преследуют совершенно конкретные, хорошо известные цели. Нельзя исключить, что США поддержат идею собрать под крыло британцев часть восточноевропейских стран, в противовес старой Европе, что позволит на внутренних противоречиях контролировать оба лагеря. Как мне кажется, все перечисленное будет рассмотрено как временные меры, пока Вашингтон не доведет до ума свою идею о создании Трансатлантического торгового и инвестиционного партнерства. Здесь Штаты будут форсировать события. Трансатлантическое партнерство как рычаг экономический, и НАТО – как силовой, вполне достаточны будут американцам для полного контроля над Европой.

Как говорится, слово за европейцами. Причем не элитами, а народами.

P.S. Очень кстати совпало, что российские дипломаты отовсюду соберутся в Москве именно в эти дни…

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.