На фоне недавнего обострения азербайджано-нагорно-карабахского противостояния, в связи с первоапрельской четырехдневной войной, которая обнажила фундаментальные пробелы во внутренней политике Армении, сложилась непростая ситуация и на внешнеполитической арене.
Встреча в Вене или «венское рандеву» глав Азербайджана и Армении с основными акторами Минской группы ОБСЕ и высокопоставленным представителем ЕС, в общем счете была ожидаемой. Во-первых, в Вене находится главный офис ОБСЕ, а во-вторых ЕС уделяет важное значение армяно-азербайджанскому конфликту, несомненно в контексте своих интересов. Это особый и «сверхчувственный» интерес главы европейской дипломатии Ф.Могерини к Азербайджану, где она недавно, в связи с брюсельскими терактами прослезилась на плече у азербайджанского представителя. Страны, в которой в конце 80-х и в начале 90-х годов прошлого века был осуществлен теракт на государственном уровне, речь идет об армянских погромах, как продолжение геноцида армян, и как не странно, о русских погромах, о которых в России стараются не вспоминать. Принимая же во внимание, что в дипломатии как и в политике в целом случайности не случайны, то это уже говорит об «особом доверии» ЕС к этой стране. А если объективно, то интерес в первую очередь связан с энергоносителями Азербайджана, который является альтернативным источником в диверсификации поставок энергоносителей в Европу. Интерес же к Армении, скорее всего «обыденный», не связанный ни с энергоносителями, ни с чем бы то ни было еще, не считая конечно фактора последнего российского «бастиона» на Южном Кавказе.
Особенно не вдаваясь в подробности о достигнутых «результатах» венской встречи, отметим, что новых договоренностей как таковых не было, вернее было решение встретиться в июне. Не считая каких-то упоминаний о «призрачных договоренностях» о мониторинге на границе, кстати, никто толком так и не определил о какой именно границе идет речь – о армяно-азербайджанской или о азербайджано-нагорно-карабахской, осталось секретом.
Следует отметить, что благодаря действиям или бездействиям нынешнего руководства Армении, наша страна уже не представляет особого интереса для ЕС, интерес скорее всего будет связан с возможными ответными военными действиями Армении на вооруженную авантюру Азербайджана. В этом случае армянская сторона будет вправе не только остановить агрессора, но и уничтожить всю транспортно-энергетическую инфраструктуру, благодаря которой Азербайджан осуществляет экспорт энергоресурсов и получает огромную прибыль, которая в свою очередь направлена на покупку вооружения и поддержание войны. Так что в этом случае, у Армении будет важный козырь, уже никак не связанный с учетом интересов транснациональных корпораций, особенно – British Petroleum и Statoil, которые фактически контролируют нефте и газопроводы Азербайджана идущие в ЕС.
Следует отметить, что позиция США относительно азербайджано-нагорно-карабахского конфликта остается во многом в контексте учета двух основных, но различных положений международного права: территориальной целостности и право народов на самоопределение. Здесь нужно отметить, что кажущаяся на первый взгляд антиномия (противоречие в законе), имеет свое простое объяснение. Дело в том, что руководство Азербайджана, прекрасно понимает, что положение о праве народов на самоопределение изначально включает внутригосударственные отношения. Где государство, в лице титульной нации является одной из сторон политического процесса, другой же стороной, является так называемое этническое меньшинство, которое в ареале своего проживания является абсолютным большинством, и, более того, имеет автономный статус национальной области со своей административной границей, то есть де-юре и де-факто имеет суверенитет нации и все предпосылки и атрибуты государственной власти.
Следует отметить, что суверенитет нации означает владение реальной возможностью определять характер своей национальной жизни, самостоятельно решать вопросы, касающиеся развития национальной свободы и национальных нужд, а также право на защиту национальной чести и достоинства, развитие культуры, языка, обычаев, традиций, создание национальных учреждений.
А также противоправной и недопустимой является любая национальная дискриминация или стремление одной нации подчинить другую, свидетелями которого мы являеся до сих пор.
Именно поэтому, Азербайджан в ноябре 1991-года, ликвидировал статус Нагорно-Карабахской Автономной области, тем самым исключив юридическое обоснование о национальной автономии армян, представив конфликт между Азербайджаном и Нагорным Карабахом как конфликт между Азербайджаном и Арменией, из-за Нагорного-Карабаха.
Что касается позиции России относительно азербайджано-нагорно-карабахского конфликта, то ее очень красноречиво представил глава международного комитета Совета Федарации РФ К.Косачев, который отметил, что России не нужна победа одной из сторон, ей нужен прочный, устраивающий обе стороны мир, исключающий любую возможность силового решения. Что он имел ввиду, наверное «не трудно» догадаться. Очень сложно представить позицию страны, которая продает оружие одной из сторон конфликта, против своего единственного союзника в регионе, если не сказать в мире, и, одновременно заявляет о сохранении паритета сил в Южно-Кавказском регионе. О каком паритете сил вообще может быть идти речь, что это за садомазахистское союзничество. Или быть может речь идет о паритете сил между Азербайджаном и российской военной базой в Армении, то в этом случае, трудно будет спорить. Тогда возникает вопрос, а чем собственно занимается руководство республики Армения, когда на своей же территории создается государство в государстве, или быть может за нас уже все решено, и нам как «слабому звену» приходиться лишь довольствоваться «горькими реалиями». Наверное найдя ответ на данный вопрос, мы все поймем, почему именно рядом с самодовольным Сержем Саргсяном сидел не менее самодовольный Сергей Лавров и контролировал «венское рандеву».
Как известно, ситуация на азербайджано-нагорно-карабахской границей продолжает оставаться напряженной, Азербайджан уже открыто заявляет что любой формат переговоров должен вестись в контексте его территориальной целостности, и, невыполнения каких-либо договоренностей в намеченный срок, вынудит Азербайджан применить для решения проблемы вооруженные силы страны. Это по сути означает, предъявлением ультиматума армянской стороне, а для участников Минской группы ОБСЕ простым «информированием» или иначе, политическим давлением на возможный переговорный процесс.
И в этой связи, как не странно, проправительственные круги Армении уже объявили о том, что «венское рандеву» было нашей дипломатической победой. Интересно, по каким критериям властьдержащиe в Армении определяют термин «Победа», может тем, что стремясь удержать власть всеми силами, предают интересы простого народа.
И после этого, мы требуем, чтобы все называли «вещи своими именами», одновременно, забывая самим определиться в том: «Чего хотим? Куда стремимся? И Что от Кого скрываем?»
Может быть об этом следует задуматься.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.