Здесь
Так вот, по Карабаху. История Карабаха насчитывает так приблизительно 2700 лет примерно вроде бы. Из этого времени он 2500 лет был в составе Армении, Армянского царства, так или иначе, под тем или иным называнием, в той или иной политической форме; и 200 с гаком лет, примерно с 1554, помнится, и до 1828 – в составе сначала Османской империи, а потом — Персии. В общем и целом, армяне жили там всегда, и в общем и целом, это армянская земля.

В связи с этим встает вопрос, которые никто не хочет в мире ставить. Мы понимаем: Ялтинская конференция, мир переделили, «мы начертили вам границы, – большие мальчики для остальных мальчиков, — а там вы хоть сдохните: границы эти перекраивать нельзя». Но, поскольку вечных границ не бывает, то есть два способа менять границы: мирный и военный. Мирным способом меняются границы очень редко. Не хотите мирным – тогда, когда назреет, будет меняться военным.

Таким образом, когда в Советском Союзе были проведены условно административные границы, имея среди прочих целью вызывать конфликты между всеми для того, чтобы они апеллировали к «Большому белому вождю в Красном вигваме на холме» — чтобы к Кремлю они апеллировали, а чтобы Кремль один мог разбираться, карать, миловать и говорить: «Жить всем мирно, а иначе настучу по голове так, что в сознание придете на Колыме», — что и делал десятилетия неукоснительно.

Так вот, граница была проведена явно же неправильно. И что по идее происходит, в идеале? Собирается международная комиссия, состоящая из историков, этнологов, этнографов, географов, и тому подобное – и в течение несколько лет выслушивает все аргументы, всех сторон и специалистов, кому, в общем и целом, по праву, по справедливости, по совести, по истории и по культуре должна принадлежать эта земля. После чего проводиться граница. Тот, кто выиграл, получает лишние территории. Тот, кто проиграл, получает, так или иначе, материальную и моральную компенсацию за переселение, за оставленную недвижимость, которую нельзя было взять с собой, какие-то формы в виде кредитов, льгот и прочего. Если этого не будет, то будут воевать. Не хотите делить – будет литься кровь. Вот она и льется.

Почему это сейчас? Точно, конечно, никто не знает. Высказываются предположения. Но, понимаете ли, какая история. В Армении есть достаточно крупная российская военная база. Армения – единственный союзник России на этом пятачке в этом районе. Армения граничит: на юго-западе с Турцией, на юго-востоке – с Ираном, на северо-востоке – с Азербайджаном, и кусок на северо-западе – с Грузией. К морю никакого выхода нет, вот сюда она заперта. Три страны из четырех – исламские. Христианская Грузия – ну что-то не совсем с Грузией, вы понимаете, у Армении сложились отношения.

Таким образом, положение Армении нелегкое. Армения является членом Организации договора о коллективной безопасности, куда входило много государств СНГ. Помнится, было 9, 10, 22 – не помню сейчас точно – но осталось их – 6, то есть: Россия, Белоруссия, Казахстан, Таджикистан, Киргизия, Армения. Это означает, что удар по Карабаху, фактически это удар по Армении. Хоть республика не признана, но всем понятно, что это Армения. Это означает, что это косвенный удар по России. Кто заинтересован в косвенном ударе по России, кто выгодоприобретатель? Эрдоган. – «Вы сказали, что вы не ограничитесь помидорами? Вы ущемляете нас – турок – как можете? Ну что же, мы тоже вам устроим гибридную войну». Есть ли у меня доказательства? Нету. Никаких. Кроме того, что азербайджанская элита ориентирована ну Турцию, обучалась в Турции, семьи выезжают в Турцию, и в общем и целом, Турция для Азербайджана – то же самое, что Германия или Англия, или Франция, или Швейцария – сравнительно близлежащие у западных границ – для России. Вот Турция – это в чем-то большее материнское государство, потому что азербайджанцы, они тоже тюрки. Это так же семья, это те же родственные языки.

Таким образом, если предположить, что Турция решила устроить головную боль России, потому что обязана вступиться за Армению, а Армения, естественно, вступается за Карабах, потому что это она и есть. Это усложнение нашей жизни. И я подозреваю, что когда российские самолеты срезали уголок турецкой территории – неоднократно говорили об этом турки – бомбя турок, турецкое население близ турецкой границы на территории Сирии, потому что граница была проведена… а вот так: взяли и поделили – Англия и Франция проводили границы сначала после Первой мировой войны, потом — после Второй (Россия не участвовала в ближневосточных границах, хотя товарищ Сталин очень хотел, но это не вышло — так вот, лучше бы этого всего не было, потому что последствия глубоко печальны. И хотя сейчас Азербайджан заявил, что он прекращает военные действия – он уже много раз прекращал.Но, конечно, азербайджанская сторона заявила, что армяне напали первые и уничтожено 100 армянских военнослужащих агрессоров.

Армянская сторона сообщила, что азербайджанцы напали первыми и уничтожено 200 азербайджанских агрессоров, ну и какое-то количество техники: несколько танков, несколько БМП, два вертолета и тому подобное. Что там на самом деле, сказать трудно: никто конкретно не считал.

Видите ли, имел место неприятный факт 12 лет назад, когда один азербайджанский офицер, фамилию которого я не хочу лишний раз упоминать, в Будапеште на международных курсах английского языка, на международной переподготовке за рубил во сне топором армянского офицера, практически отрубил ему голову на почве, что называется, лично ненависти и национальной розни. После чего по суду был приговорен к пожизненному заключению, отсидел 8 лет и был передан в Азербайджан, чтобы он там сидел дальше. Там его встретили как героя, дали ему очередное воинское звание, дали ему квартиру, выдали ему денежное довольствие за 8 лет, которые он просидел в тюрьме.

Вы знаете, все это не есть правильно. Когда один офицер рубит во сне голову другому офицеру другой страны, другой армии, в общем, это не лезет ни в какие ворота. То есть в принципе его должны были бы, согласно традициям, законам, которые сейчас отменены, на плацу, сорвав погоны, вздернуть в петле на турнике, за неимением сейчас гарнизонных виселиц – понимаете, не старые времена. И никто бы не посмел сказать, что ̀это неправильно и несправедливо. Но получилось иначе. Вот такое отношение.


Разумеется, каждая из двух сторон – армяне и азербайджанцы – считают друг друга виноватыми, но все-таки это был армянский погром в Сумгаите и в Баку, а не азербайджанский где бы то ни было, но это история старая. Не довелось армянам устраивать турецкую резню, а туркам армянскую – за милую душу. Ну, что там было потом с Энвер-пашой, это другая интереснейшая история. Когда-то я держал в музее Красной Армии – она же советская, она же российская – в руках ботинки Энвер-паши, в которых он был убит из пулемета системы русский «Максим 1912» года, который принадлежал красному пулеметчику, когда Энвер-паша из красный отрядов перешел к басмачам. Но это мы отвлекаемся, мы говорили все-таки о Карабахе.

Так вот, или будет создан некий институт передела границ – хотя все категорически отбрыкиваются от создания такого института — или они, как всегда, будут передвигаться с кровью. Заметьте, если бы был такой институт, то, по идее, не было никаких волнений в Крыму и на Донбассе. Собиралась бы комиссия, которая бы 5 лет, 10 лет в открытом порядке, изучив со всех сторон, обрабатывала этот вопрос, и объявила бы: «Вы знаете, международное сообщество, изучив вопрос со всех сторон, решило, что это всё все-таки судя по всему принадлежит Украине (или России)», — у меня есть подозрение, что, скорее, России, — и за это Украина должна получить такую-то и такую-то компенсацию». Точка зрения должна быть разъяснена, договор должен быть подправлен, все должно быть сделано мирным образом. И не было бы никакой этой кошмарной истории. Если кто думает, что происшедшие гибридные войны на Украине и в Карабахе последние войны на этой земле – ну никто, разумеется, там, слава богу, не думает, таких идиотов все-таки нету.

Вот, что примерно произошло у нас в Карабахе.

Нет никакого сомнения, что Азербайджан, для которого дружеские, экономические, политические связи с Турцией имеют огромное значение, в чем-то на Турцию опирается. И Турция заинтересована в том, чтобы России там вставить шпильку. Вот приблизительно и вся история.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.