Moldova Blog Ernest Vardanean Audio Program bannerНе успели высохнуть чернила на распоряжении Обамы, как в прессу просочилась информация о том, что президент Ирана засобирался в Европу – надо полагать, для переговоров с нетерпеливыми торгово-энергетическими контрагентами, которые облепляют Тегеран с 2014 года, едва замаячила перспектива отмены санкций. 

Агентство Reuters со ссылкой на дипломатический источник сообщило, что Рухани намерен в ближайшее время посетить Италию и Францию.«Это станет первым шагом для восстановления партнерских отношений между Исламской Республикой и западным миром после того, как Тегерану удалось убедить международное сообщество в том, что у него больше нет ни желания, ни возможности развивать военную ядерную программу», - пишет «Газета» со ссылкой на агентство.

Известно, что новость о снятии санкций с Ирана, да и сам процесс переговоров резко негативно принимаются в Израиле и Саудовской Аравии. Алексей Малашенко из Московского центра Карнеги уверен, что в Иерусалиме понимают отсутствие реальных угроз, исходящих от Ирана, но сохраняют враждебную риторику. «Снятие иранских санкций сближает Израиль с суннитской Саудовской Аравией, которая также с опасением наблюдает за усилением шиитского Ирана, своего главного соперника в исламском мире. О контактах Тель-Авива и Эр-Рияда известно лишь то, что они ведутся в основном в сфере безопасности, но не достигли такого уровня доверия, чтобы говорить о полноценном сотрудничестве, полагает Ханин. «Речь идет о совпадении интересов», - сказал эксперт «Газете».

По мнению Николая Сухова из Центра арабских исследований Института востоковедения РАН, Обама хочет оставить следующему президенту позитивное наследие. «А главу Ирана Хасана Рухани в феврале ожидают выборы в парламент и Ассамблею экспертов, и этот внешний успех в сложной экономической ситуации нужен ему как воздух, иначе в стране произойдет социальный взрыв. Иран хоть и своеобразная, но все-таки демократия», - сказал востоковед в интервью газете «Ведомости».

«Обама представляет ядерное дело Ирана своей исторической победой, но ничего исторического с его стороны нет – без России и ее согласия ввозить обогащенный уран и участвовать в перестройке реактора в Араке ничего бы не произошло. Это станет базой дальнейшего политического сотрудничества, да и товарооборот мы можем увеличить в несколько раз со смешных показателей сегодня», - говорит, в свою очередь, завотделом евразийской интеграции Института стран СНГ Владимир Евсеев. Но Сухов с ним не соглашается: «Наше [России и Ирана] партнерство было тактическим. В экономике у нас перспектив мало, наш крупный бизнес в мире сейчас представлен только нефтяным сектором, где мы с Ираном конкуренты». Он считает, что, невзирая на схожие позиции по ряду вопросов на Ближнем Востоке и СНГ, в каждом из них есть противоречия и они в скором времени проявятся.

«Нормализация отношений с Западом выводит Иран в другую лигу игроков, - полагает профессор Высшей школы экономики, политолог Николай Петров. – Из «изгоя» Иран превращается в респектабельного регионального лидера». По его словам, процесс начался еще тогда, когда соглашение Ирана с Западом было заключено. «И теперь в противостоянии Ирана и Саудовской Аравии баланс сил изменился», - добавил Петров.

Старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока РАН Владимир Сажин в интервью «Ленте» говорит, что бизнес «со всех уголков планеты устремился в Иран еще в прошлом [2014] году», когда только зародилась надежда на решение иранской ядерной проблемы. «В настоящее время практически все страны ЕС уже направили не одну делегацию в Тегеран, чтобы решать будущее торгово-экономических отношений», - сообщает эксперт. По его словам, после отмены санкций Ирану потребуются огромные инвестиции практически во все отрасли экономики на сумму до 500 млрд. долларов. Он подчеркивает, что по итогам 2013-2015 годов Россия имела «мизерные» объемы торговли с Ираном – 1,1-1,7 млрд. долларов.

«Снятие санкций с Ирана означает присоединение мощного игрока к шахматной партии на Ближнем Востоке. С точки зрения администрации Барака Обамы, урегулирование ядерной проблемы Ирана мирным путем становится доказательством того, что США не все проблемы решают силой», - заявил, в свою очередь, газете «Коммерсант» профессор истории Вашингтонского университета Антон Федяшин.

А приглашенный исследователь Нью-Йоркского университета Максим Сучков настроен пессимистично. Он сомневается в успехе российских компаний и их проектов, которые окажутся в условиях жесточайшей конкуренции. «Американцы снимают санкции не для того, чтобы позволить российским компаниям занять выгодные для себя ниши», - пояснил он.

«Мы не вполне обоснованно привыкли считать, что Иран всегда будет нашим стратегическим партнером и это будет гарантировать России преференции на иранском рынке. Однако такое представление – явное упрощение», - заявил также «Коммерсанту» директор Российского совета по международным делам Андрей Кортунов. «Даже в эпоху, когда действовали санкции против Ирана, товарооборот двух стран был крайне незначительным, в лучшие годы составляя порядка $1-2 млрд. Сегодня же, когда в Иран устремились крупные западные компании, выясняется, что, кроме АЭС в Бушере, крупных заделов у России нет, - говорит Кортунов. – Эта ситуация диктует повышенные требования к двустороннему сотрудничеству, которое не может строиться на антизападничестве и требует конкретного экономического наполнения».

…Всё еще только начинается. Игры вокруг цен на нефть, борьба за маршруты газопроводов, драка за самые «хлебные» отрасли экономики, конкуренция инвестиционных проектов, многомиллиардные контракты в атомной энергетике – это и многое другое как раз составляет суть и цель выхода или, если угодно, вывода Исламской Республики из международной изоляции. Иран на данный момент является самым стабильным государством Ближнего Востока – Саудовская Аравия и Турция уже не могут этим похвастаться, а Ирак с Египтом и подавно. Иранская экономика нуждается в технологиях, модернизации и финансовых вложениях, и этот Клондайк просто нельзя упускать, считают европейцы, американцы, русские и китайцы. Кто из них окажется успешнее, догадаться несложно, но пока воздержимся от самонадеянных прогнозов. Хотя бы по той причине, что Иран – очень своеобразная страна, чей менталитет и ход мыслей бывает сложно предугадать и еще сложнее – объяснить. Главное, что Большой Процесс начался.

Часть 1

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.