2016 год начался с очередного «веселья» на Ближнем Востоке. К пятой годовщине «арабской весны» главные антагонисты региона решили присоединиться к всеобщему «празднику» и окончательно выйти на авансцену.
2 января в Саудовской Аравии было казнено 47 человек, приговоренных королевским судом за якобы организацию массовых беспорядков в 2012 году на востоке страны, где большинство составляют шииты и где сосредоточены основные нефтяные мощности. Смертными казнями в королевстве давно уже никого не удивишь, но всё бы ничего, если бы среди обезглавленных не оказался Нимр ан-Нимр, харизматичный неформальный лидер шиитов Восточной провинции Аравии.
В Иране и шиитских общинах Ирака, Бахрейна, Ливана, Йемена это вызвало бурю. События развивались так стремительно, что, казалось, вот-вот выйдут из-под контроля. Вечером 2 января толпы протестующих атаковали посольство Саудовской Аравии в Тегеране и консульство в Мешхеде – да так рьяно, что во втором случае здание местами обгорело. Саудиты выразили решительный протест, а 4 января разорвали дипломатические отношения с Ираном. Аналогичным образом поступили Бахрейн, Судан, Джибути и Сомали. Кувейт, Катар и Эмираты понизили уровень отношений, отозвав своих послов из Тегерана. Иранские власти задержали участников штурма дипмиссий и уволили вице-губернатора остана (провинции) Тегеран за провал усилий по обеспечению безопасности посольства, но это не помогло.
«Саудовская Аравия разрывает дипломатические отношения с Ираном и требует от сотрудников иранской дипломатической миссии покинуть территорию страны в ближайшие 48 часов», - заявил министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейра. По его словам, Аравия не позволит Ирану угрожать безопасности и стабильности в стране, организовывать террористические группы в королевстве или на территории стран-партнеров. «Иран продолжает способствовать распространению терроризма. Сейчас Саудовская Аравия изучает любые возможности для защиты собственных прав, причем на всех уровнях, в том числе в Лиге арабских государств, Организации исламского сотрудничества и ООН», - цитирует министра газета «Ведомости».
Иран в долгу не остался. «В то время как террористы, которых поддерживает королевство, нарушают спокойствие и безопасность и представляют угрозу для людей, проживающих в регионе, режим Эр-Рияда осуществляет казни своих политических противников, таких как шейх ан-Нимр», - заявил пресс-секретарь МИД Исламской Республики Хосейн Джабер Ансари. «Объявлением о разрыве дипломатических отношений с Тегераном Эр-Рияд не сможет прикрыть большую ошибку, которую он совершил, казнив религиозного деятеля», - заявил его заместитель по делам Ближнего Востока и Африки Хосейн Амир Абдоллахиан. По его словам, «никакого вреда саудовским дипломатам в Тегеране и Мешхеде не было нанесено». Что вполне ожидаемо, резче всех высказался верховный лидер Ирана, аятолла Али Хаменеи. «Несправедливо пролитая кровь этого угнетенного мученика, без сомнений, не останется без последствий. Божественное возмездие ждет Саудовскую Аравию», - пообещал рахбар.
Международное политическое и экспертное сообщество, едва успевая реагировать на блиц-конфликт, поставило два принципиальных вопроса: как далеко зайдут конфликтующие стороны (читай «будет ли между ними война») и как это повлияет на региональную ситуацию. Попробуем разобраться, но для начала обратим внимание на то, что США достаточно прозрачно дали понять, что не будут поддерживать традиционных союзников из Эр-Рияда. В первые же сутки после казни Нимра и 46 других приговоренных официальный Вашингтон выступил с осуждением этой акции. Аналогичную позицию заняла Организация Объединенных Наций. Правда, увидев стремительную эскалацию, американцы призвали обе стороны к сдержанности, но, как говорится, первое слово дороже второго. 
Процитирую бывшего высокопоставленного офицера ЦРУ, специалиста по Ближнему Востоку Брюса Ридела, на которого ссылается газета The New York Times: «Королевству потенциально грозит идеальный шторм от низких нефтяных доходов, не ограниченной по времени войны в Йемене, террористических угроз с разных сторон и набирающего обороты регионального соперничества с заклятым врагом – Ираном». По словам Ричарда Клоусона из Вашингтонского центра ближневосточной политики, саудиты предупреждали американцев, что, если они не воспрепятствуют Ирану, это сделает само королевство. Время от времени американские официальные лица думают о том, могли бы США и Иран в один прекрасный день составить более естественный альянс, чем США и Саудовская Аравия.«Неправда, что у вас есть иранская альтернатива, - сказал недавно газете высокопоставленный собеседник в одной из аравийских монархий. – А если альтернативы нет, лучшее, что вы можете сделать, - перестать жаловаться на саудитов».
В свою очередь, американское издание The National Interest пишет, что наибольшую угрозу региону представляет «Исламское государство», и было бы хорошо, если суннитские и шиитские лидеры отложили в сторону свои противоречия перед лицом общего врага. Однако эти цели были чересчур далеки от реальности и выглядели банальными даже до нынешнего обострения отношений, и сегодня они тем более кажутся неестественными, опровергает само себя издание. The National Interest ссылается на утечки Wikileaks о том, что Саудовская Аравия буквально одержима идеей противодействия иранской экспансии. Автор публикации предсказывает усиление этой «паранойи» и изоляцию Ирана от арабского мира, в результате чего религиозной войне будет уделяться больше сил, а борьбе с ИГИЛ – меньше.
Продолжение следует…
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.