6-ого января, на праздник Рождества Христова, в кафедральном соборе Эчмиадзина Верховный Патриарх и Католикос всех армян отслужил Святую Мессу, по окончанию которой совершил обряд освящения воды. В том обряде Крестным освятившего воду креста в этом году стал полковник Армии обороны НКР Джалал Арутюнян. Тот самый полковник, которого азербайджанский агитпроп окрестил умершим, представив его жертвой минометного обстрела Арцаха. К счастью, в тот день ни один из армянских военнослужащих не был даже ранен. А Джалал Арутюнян, по примеру Марка Твена, заявил, что разговоры о его смерти сильно преувеличены. Сегодня полковник вновь на своем боевом посту, с собой у него освященный крест. Вскоре командир посетит военные части и боевые посты Армии обороны НКР и ВС Армении, чтобы и рядовой солдат приобщился к святыне.
В тот же день, в другом прекрасном краю Армянской земли - в Тавушском марзе, Крестным освятившего воду креста в этом году стал так же и полковник Артем Смбатян. Командир, познакомившись с которым с первых же минут становишься частичкой армии. Человек, мысли и переживания которого абсолютно связаны, и обусловлены безопасностью стоящего на границе солдата, его проблемами и победами.
С полковником Смбатяном я познакомился около полутора года назад. Провожая меня в полк, расположенный в городе Берд, отец мне сказал тогда: «Передавай мои приветствия Артему. Жаль, что не могу быть там лично. Крепкий парень, настоящий командир. Сам увидишь». Тогда отец был немногословен. Было четко видно, что сожалеет о том, что вынужден пропустить возможность побывать на границе. Особенно в тот день, когда кроме ставшими обычными биноклей, прицелов и приборов ночного видения, мы везли с собой одно особенное устройство, которое в несколько раз увеличивало безопасность наших солдат. Но, казалось, еще больше он сожалел о том, что не увидит Артема еще один раз, и не сможет пообщаться с ним. Конечно же, они часто говорили по телефону, обсуждали различные вопросы, однако здесь – на границе, Артем был совершенно другим - все время бодрым, внимательным и дружелюбным…
Мы с отцом часто говорили об Артеме. Более всего меня удивлял тот факт, как отец относился к командиру, во много раз младше него. Общаясь с полковником Смбатяном, отец, казалось, вновь ценил и переоценивал все те поступки ребят, подвиги и преданность которых нам подарили победу в Арцахе. Казалось, отец сам стал обыкновенным солдатом, бросив весь свой жизненный опыт и мудрость на служение новых идей и проектов полковника. Их дружба была показательна.
Сейчас, когда пишу эти строки, мне действительно сложно представить, что я знаю Артема всего лишь полтора года. Правда, в этот период мы общались практически каждый день, но, так или иначе, сложно поверить, что в такое короткое время можно заслужить столь крепкую дружбу, и так заразиться патриотизмом, преданностью, человечностью, духом Артема…
И действительно - есть в этом какая-то символика, что армянские военные становятся Крестными Рождественского Креста, на праздник Рождества Христова Армянской Апостольской Церкви. Церковь и армия - вот те два столпа, единение которых всегда служило гарантией безопасности и стабильного развития армянского народа. В этом и заключается формула самосохранения, которая хранила нас веками, и которая будет нас вести вперед в ближайшие тысячелетия. Это гармония духовной и физической безопасности, без которой не может существовать ни одно государство.
Любить свое государство, церковь, армию и Родину целиком, и без остатка. В этом должен быть заключен завет и основная задача нашего поколения. И если рядом с нами такие люди, как Артем Смбатян и Джалал Арутюнян, то можно уверенно говорить о том, что безопасность Родины обеспечена и на духовном, и на физическом уровне. И да хранит их, армянских солдат, командующих, и всех нас Святой Крест.
Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.