В многослойных перипетиях продолжающегося кризиса в отношениях с Россией Германия и США как-то оттеснили на второй план Великобританию и ее роль в европейских делах. Между тем, ее политика не менее сложна, чем метания Германии между атлантической солидарностью и «особостью» партнерства с Москвой.

Как известно, внешняя политика Британии базируется на трех кругах: «братство» с США, патронаж бывших колоний в Британском содружестве наций и связи с континентальной Европой. Лондон всегда подчеркивал отстраненность от остальной Европы, что сильнее всего проявилось в годы правления Маргарет Тэтчер. Ее знаменитое «No! No! No!» во время выступления в Палате Общин по вопросу углубления интеграции в Европейском Экономическом Сообществе в конечном итоге стоило «железной леди» поста премьера. Но и в дальнейшем Лондон демонстрировал отсутствие единства с Европой, особенно в таких вопросах, как валюта, финансы и миграция.

Надо сказать, что и «старая Европа» отвечала Британии недоверием. Так, Шарль де Голль, никогда не веривший англосаксам, заблокировал присоединение Королевства к ЕЭС, и это стало возможным лишь в 1973 году, уже после отставки генерала. А в Бонне знали, что Тэтчер была против объединения ФРГ с ГДР из опасения появления большой и менее контролируемой Германии.

Но с расширением ЕС и НАТО на восток положение в Европе изменилось: новые члены двух альянсов представляли собой в значительной степени проамериканские и пробританские государства. Швеция (в ЕС), Балтия, Польша, Румыния, Болгария – эти и другие страны стали «новой Европой». Правда, далее мнения экспертов расходятся: есть те, кто утверждает, что американцы руками опытных и «тонких» британцев реализуют свои интересы на континенте, а есть те, кто видит осторожных хитрых англичан, которые по колониальной привычке «кукловодят» американцами.

Отдельно нужно указать на отношения Британии с Россией. Пожалуй, ни одна европейская страна не может похвастаться таким густым замесом противоречий, вражды, дружбы без доверия, интриг и двурушничества, которые были у Лондона с Московским царством / Российской империей / СССР / Российской Федерацией за 500 лет. «Англичанка гадит» - это квинтэссенция отношения Москвы (Петербурга) к политике Британии на восточном направлении за весь указанный период.

По правде говоря, сам Лондон нередко давал повод так о себе думать: формула «пусть другие таскают для нас каштаны из огня» безотказно действовала весь XIX век и первую половину XX века, пока Британская империя повелевала миром. После разгрома Наполеона, т.е. после исчезновения наиболее опасного конкурента, Лондон принялся сдерживать Россию, которая продвигалась на Кавказ и в Центральную Азию, угрожая, по мнению англичан, безопасности Индии и стремясь взять Константинополь и выйти к теплым морям. В Европе британцы использовали молодое и дерзкое Прусское государство, на Ближнем Востоке – Османскую империю и Иран, в Центральной Азии – Афганистан, на Дальнем Востоке – Японию.

А сегодня в российском экспертном сообществе широко распространено мнение, что антироссийский фронт в Европе курирует именно Лондон, а не Вашингтон. Например, бывшего министра иностранных дел Польши Радослава Сикорского считали «британским агентом». С другой стороны, пресловутые неоконсерваторы илиберальные троцкисты-интервенционисты в США действует в привязке к Великобритании. А на Ближнем Востоке, утверждает французский политолог Тьерри Мейсан, США и Британия работают сообща.

Однако на самом острове пресса обвиняет правительство в самоустранении от украинских дел в пользу Франции и Германии. «Отсутствие понимания ситуации и аналитических ресурсов отчетливо проявило себя во время украинского кризиса, но еще ранее ЕС не принял во внимание внутренние особенности Украины и ее уникальное положение в регионе», - говорится в отчете комитета Палаты Лордов по делам Евросоюза.

Издание «Внешняя политика» анализирует британо-российские отношения и отмечает, что «Москва небезосновательно воспринимает Лондон в качестве транслятора американских инициатив». «Особую активность Лондон проявил после крушения малайзийского «Боинга», в котором погибли 10 британских подданных», - отмечается в материале.

В то же время бывший глава легендарной внешней разведки MI6 Джон Сауэрс сказал, что Лондон должен «выстраивать отношения с той Россией, какова она есть, а не с той, какой ее хотелось бы видеть западным странам». Отсутствие четкой позиции и лавирование под воздействием общественного мнения или в рамках «особых отношений» с США не только может привести к стратегическим ошибкам в будущем, но и наносит урон положению Лондона в современном мире, полагает разведчик.

«Лента» публикует аналитический материал на тему британо-американских отношений и констатирует парадоксальную вещь: «особость» может исчезнуть. Согласно опросу ВВС в 2013 году, 67% британцев считают, что термин «особые отношения» не соответствует реалиям времени. А американские политологи из Совета по международным отношениям в 2013 году, отвечая на вопрос, «какие страны в будущем станут наиболее важными союзниками США?», поставили Великобританию лишь на 11-е место (вместе с Индонезией).

«Исследователи называют множество причин взаимного охлаждения. Вашингтон объявил о развороте в сторону Азии, стал прагматичнее подходить к поиску партнеров, а также всеми силами пытается переложить бремя расходов, связанных с ролью мирового полицейского, на чужие плечи. В этом смысле Великобритания с ее сокращающимися оборонными расходами, нежеланием втягиваться в масштабные военные операции (наследие Тони Блэра и иракской кампании), а также нарастающими евроскептическими настроениями, с точки зрения США, просто теряет ценность в качестве союзника», - пишет «Лента».

«Изменилась и мировая ситуация в целом. На протяжении всех этих лет цели США и Великобритании в Европе совпадали. Руководствуясь принципом «разделяй и властвуй», Лондон с удовольствием вставлял палки в колеса интеграционным процессам на континенте, не позволяя развиться мощной силе, способной составить противовес мировому лидерству США. Сегодня Вашингтону выгоден сильный союзник в лице ЕС, готовый взять на себя часть расходов по поддержанию глобального порядка. И все чаще Вашингтон прибегает к помощи Германии, ведущего игрока на континенте. При этом в Белом доме не могут не осознавать, что Берлин далеко не такой покладистый партнер, как Лондон», - продолжает издание.

Тем не менее, утверждать о конце англо-американского братства было бы явным преувеличением. Как-никак, Британия останется главным «оком» США в Европе. Кстати, Канада, Австралия и Новая Зеландия – еще три «ока» в англосаксонской системе электронной разведки «Пять глаз». В общем, мы в обозримом будущем вряд ли увидим размолвку бывшей метрополии и бывшей колонии – слишком много кровеносных сосудов мировой политики связывают эти державы: от языка и протестантской этики до национальных интересов и базовых ценностей. Но мир меняется, когда-нибудь изменится и характер британо-американского партнерства. А вот характер отношений между Москвой и Лондоном вряд ли претерпит изменения – всё то же недоверие, осторожность, интриги и двойная игра. «Когда все умрут, только тогда закончится «Большая игра», - говорил Редьярд Киплинг…

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.