Хороший иммунитет, здоровые легкие, крепкие зубы и другие приятные бонусы регулярных поцелуев.

Поцелуй. Ассоциации с этим словом есть у каждого человека, но вряд ли они совпадают с научной трактовкой этого явления. И правда, что романтичного в фразе «губы и язык, покрытые эпителием и обильно снабжёнными сенсорными рецепторами, реагируют на прикосновение и температуру»?

И все-таки эти самые рецепторы подают в ядра таламуса и кору больших полушарий головного мозга сигналы, которые остаются в нашей памяти как один из самых приятных моментов в жизни.
У антропологов нет единого мнения о том, как ​появился поцелуй. Одни считают, что это естественное инстинктивное действие, а другие пишут: поцелуй является продолжением процесса кормления изо рта в рот, когда матери пережевывали и передавали детям твердую пищу.

Поцелуй и различные его разновидности часто встречаются в природе, например, птицы соединяют клювы, многие млекопитающие облизывают морды друг друга или нюхают железы, расположенные у рта.
Ближе всего к нашему пониманию поцелуя подошли обезьяны бонобо или карликовые шимпанзе, которые дарят друг другу поцелуи в независимости от возраста или статуса внутри стаи.
Если же верить теории кормления изо рта в рот, то поцелуй является приобретенной формой поведения. В защиту этой версии говорит тот факт, что 10% человечества ​не знает о поцелуях вообще и предпочитает другие виды выражения привязанности, например, объятия или поглаживания.
Так как же это действие пришло в нашу культуру?

История поцелуя

Первые упоминания о поцелуе встречаются в ведической индийской литературе примерно в 1500 до н. э. В 326 году до н. э. Александр Великий приходит в Индию, и благодаря ему традиция распространяется на западе. Конечно, невозможно сказать, были ли поцелуи распространены в Европе до его завоеваний, но римляне совершенно точно способствовали развитию этого социального ритуала.

Они различали поцелуи в щеку, губы и глубокий поцелуй и ввели законы, которые регулировали процедуру. Один из них гласил, что молодая невинная девушка, которую поцеловали в общественном месте, могла требовать заключения брака, а обрученная пара должна была поцеловаться на глазах толпы – отголоски этой традиции мы видим в сегодняшних свадебных церемониях.

Другие законы определяли, что именно нужно поцеловать, если речь шла о поцелуе между мужчинами: в зависимости от статуса это могла быть щека, кончик плаща или даже земля под ногами.

С появлением христианства ситуация изменилась: верующие прежде всего выделяли «святое целование», с помощью которого они «передавали» частицу святого духа. Некоторые ученые считают, что целование также было способом укрепить отношения паствы.

Постепенно христиане стали связывать поцелуй с плотским грехом и запрещать его: в XIII веке вместо друг друга верующие стали прикладываться к изображению Христа. Папа Климент V ​заявил, что «поцелуй с намерением блуда приравнивается к смертному греху». К XVII веку поцелуй в большинстве светских случаев заменяют поклонами, книксенами или поднятием шляпы.

Новую популярность поцелуям принесло появление кино. Исследователи утверждают, что именно фильмы во многом определили наше представление о том как и при каких обстоятельствах уместно целоваться. Один из первых фильмов – “Поцелуй” Эдисона целиком посвящен страстному выражению чувств (правда, актеры продолжают разговаривать даже во время действия).

Несмотря на усилия цензуры, поцелуй стал символом романтических отношений — сначала на экране, а потом и в нашей жизни. Он кажется настолько естественным проявлением чувств, что в тех странах, где целоваться на публике не принято, например, в Индии, молодые люди отстаивают свое право на акциях протеста.

В их поддержку выступают и ученые: поцелуй способствует выделению окситоцина, серотонина и адреналина, делая нас счастливее. Также он может снизить давление, уменьшить головную боль. Доказано, что во время поцелуя мы неосознанно «исследуем» партнера и определяем, насколько здоровым может быть потомство.

Чем полезен поцелуй

80 миллионов бактерий и хороший иммунитет в придачу можно получить от своего партнера всего за 10 секунд поцелуя. Такое подсчеты опубликовали в научном журнале Microbiome ученые из Голландии. А у тех пар, которые целуются хотя бы девять раз в день, в слюне обнаружили одинаковые сообщества микробов.

Для исследования ученым из Нидерландской организации прикладных научных исследований потребовалось сначала опросить 21 пару, а потом взять у всех участников эксперимента анализы микрофлоры языка и слюны до и после поцелуя, длившегося ровно 10 секунд.

А чтобы подсчитать, сколько точно бактерий перешло от одного партнера к другому, ученые поили одного из них пробиотическим напитком с определенным количеством микробов.
Теперь наука точно знает — сравнительно легко передаются только бактерии слюны, в то время как миклофлора языка остается стабильной. «Подобные исследования могу помочь в будущем развить антибактериальную терапию», — утверждает организатор эксперимента профессор Ремко Корт.

Кстати, еще раньше ученые установили, что кроме бактерий и слюны при поцелуе пары обмениваются частями своего генетического кода. Причем ДНК партнера остается во рту, по меньшей мере, еще в течение часа. Исследование проводили в Университете Комениус в Братиславе на 12 парах. Образцы слюны брали до эксперимента и через 5, 10, 30 и 60 минут после.
Кроме иммунитета к бытовым инфекциям, который образуется благодаря обмену бактериями, поцелуями, утверждают японские ученые, можно вылечить сенную лихорадку. А все потому, что страстные лобзания уменьшают выработку в организме гистамина, вызывающего это заболевание.
Правда, для этого придется целоваться не менее 30 минут к ряду, но ради здоровья любимого человека мы же и не на такое готовы, правда?

В свою очередь уже британские ученые установили: при помощи поцелуев можно решить проблему цитомегаловируса, который опасен для беременных женщин. Он может привести к смерти ребенка в утробе или возникновению у него физиологических пороков, вплоть до церебрального паралича.

Так вот, автор научного проекта Колин Хендри заявил, что «постоянные поцелуи, которые мужчина дарит одной и той же женщине, – это эффективная прививка от цитомегаловируса через обмен слюной».

У поцелуев вообще много полезных свойств. Например, еще в прошлом году ученые выяснили, что долгий и страстный поцелуй помогает прочистить легкие и благотворно сказывается на сердечнососудистой системе.

Также исследователи твердят, что целоваться полезно для зубов, ведь этот процесс является своеобразной профилактикой кариеса. Во время поцелуев, установили ученые, в организме образуются особые нейропептиды, которые обладают антибактериальными свойствами.
Женщин целоваться больше подвигнет новость о том, что лобзания хорошо сказываются на внешности и помогают продлить молодость. А все потому, что вызывают напряжение всех мышц лица, что способствует разглаживанию поверхностных морщинок. Кроме того, один страстный поцелуй расходует 12 килокалорий – столько же, сколько километровая пробежка в нормальном темпе или влажная уборка квартиры.

А теперь представьте себе, как хорошо похудела пара из Таиланда, которая установила рекорд по длительности поцелуя: супруги Эккашая и Лаксана Тиранарата целовались на протяжении 58 часов 35 минут и 58 секунд.

Традиция поцелуя существует уже тысячи лет и выжила благодаря своей универсальности — это один из редких жестов, который может быть уместен и на религиозной церемонии, и на романтическом свидании, и на семейном обеде. На сегодняшний день исследователи насчитывают 124 вида поцелуев, и все говорит в пользу того, что традиция будет только укрепляться. Так что, возможно, что 124 – это совсем не предел.