Продвижение НАТО на восток – свершившийся факт. Порыв альянса помочь Украине, Молдавии и Грузии, так же как до того он «помог» Прибалтике, означает, судя по кровопролитию на юго-востоке Украины, организованному властями Киева, что все в Европе возвращается к ее исходному состоянию. Тому, в котором она пребывала в 40-х. Не без поправок на присутствие Соединенных Штатов в качестве главного арбитра, но это частности. Стоит вспомнить, как все происходило тогда и чем закончилось для местного населения. Без эмоций, по фактам. Все-таки до настоящего времени это самый успешный эксперимент с евроинтеграцией, который был проведен в отношении будущих партнеров и членов Североатлантического альянса.

Гражданскому населению в войну приходится плохо всегда и везде. Оттого в России в настоящий момент и находится почти миллион выходцев с Украины – далеко не только из Донбасса, которые спасают своих детей от повторения того, что там за последние сто лет происходит не в первый раз. Гражданская и Великая Отечественная войны, погромы и голод, репрессии и холокост полностью изменили состав населения бывших западных губерний Российской империи и присоединенных к ним перед войной осколков Австро-Венгрии и Румынии.

Отдельная тема – что происходило с поляками, немцами и чехами, жившими на этой земле. Куда делось исконное население ее городов и откуда родом те, кто сегодня живет во Львове и Киеве, Днепропетровске и Одессе, Вильнюсе и Риге. Русские там пока живут. Как жили до войны миллионы людей, о которых сегодня в этих местах никто даже не вспоминает. Современные украинские, молдавские, белорусские и прибалтийские города мало похожи на довоенные. В том числе из-за практически полной смены этнического состава их жителей.

Кто вспоминает, что во Львове жили 7,6 процента украинцев, а более трех четвертей населения были поляками и евреями? Что в крупных городах бывшей черты оседлости евреев было 30–40 процентов, а в маленьких, бывших местечках, – 70–80 процентов? Сегодня, когда на Украину пришло ее прошлое – не лучший фундамент для того, чтобы на нем строить будущее какой угодно страны, имеет смысл напомнить, каким оно было. Немного истории. Немного статистики. По крайней мере в отношении того, чем окончился приход в эти места цивилизованных европейцев (в вермахте и СС служили далеко не только немцы) для евреев. Благо, в отличие от поляков, стесняющихся вспоминать общее с украинцами прошлое, чтобы не стоять на пути евроинтеграции, евреям есть что вспомнить.

До и после катастрофы

В СССР в довоенных границах согласно переписи 1939 года проживали более трех миллионов евреев, в том числе около 2,1 миллиона на территориях, позднее оккупированных немцами. В присоединенных к СССР в 1939–1940 годах Литве, Латвии, Эстонии, Западной Украине, Западной Белоруссии, Бессарабии и Северной Буковине вместе с беженцами из захваченных немцами районов Польши насчитывалось 2,15 миллиона евреев. Стремительность наступления, отсутствие мероприятий со стороны властей по эвакуации евреев, а в присоединенных районах препятствия к эвакуации со стороны заградотрядов, отсутствие информации о преследовании евреев нацистами привели к тому, что большинство еврейского населения не успело эвакуироваться и около трех миллионов остались на оккупированной территории. Из регионов, присоединенных к СССР в 1939–1940 годах, эвакуировались около 320 тысяч. Лишь из районов РСФСР, захваченных немцами в конце 1941 – начале 1942-го, успело эвакуироваться более половины еврейского населения, но те из них, кто попал на Кубань и Северный Кавказ, были уничтожены там.

Немцы активно привлекали к участию в административном управлении местных жителей. Из них создавалась полиция порядка под руководством немецких офицеров. В Литве, Латвии, Эстонии, Белоруссии и на Украине было организовано 170 полицейских батальонов, в которых наряду с местными уроженцами служили военнопленные. В октябре 1942 года в созданном на части захваченной территории СССР рейхскомиссариате «Остланд» в полиции порядка служили 4428 немцев и 55 562 местных жителя, на Украине и юге России в ноябре 1942-го – 10 794 немца и 70 759 местных жителей. В эйнзацгруппах СС также были местные жители. Полиция порядка участвовала в антиеврейских акциях.

Огромную роль в уничтожении евреев Украины сыграли украинские полицейские подразделения, в большинстве состоявшие из жителей западных районов. В декабре 1941 года в местных полицейских формированиях Украины и Белоруссии насчитывалось 35 тысяч человек, в декабре 1942-го – около 300 тысяч. 19 августа 1941 года украинская полиция в Белой Церкви расстреливала еврейских детей, родители которых были уже уничтожены столь жестоко, что командование 295-й немецкой дивизии пыталось остановить ликвидацию. 6 сентября 1941-го после расстрела в Радомышле более 1100 взрослых украинской полиции было поручено уничтожить 561 ребенка. 16 октября 1941 года 500 евреев Чудного были расстреляны украинской полицией по распоряжению немецкого коменданта Бердичева. Во Львове украинские полицейские участвовали в депортации евреев в Яновский концлагерь и их уничтожении.

Осуществлять геноцид евреев помогала Организация украинских националистов (ОУН). Накануне войны ОУН сформулировала позицию в еврейском вопросе: «Долгим будет обвинительный акт. Коротким будет приговор». Не было никакой разницы в отношении к евреям между группировками под руководством С. Бандеры и А. Мельника. В июле 1941 года во Львове состоялось заседание руководства бандеровской группировки, участники которого согласились с профессором С. Ленкавским: «Относительно жидов принимаем все методы, которые ведут к их уничтожению». Мельниковцы также считали, что евреи несут коллективную вину перед украинским народом и должны быть уничтожены. Члены ОУН убили тысячи евреев во время резни, устроенной 25 июля 1941-го (в день Петлюры) во Львове, Тернополе, Станиславе и других населенных пунктах.

Когда сегодня бывший президент Ющенко, администрация которого канонизировала Петлюру, Бандеру и Шухевича как отцов украинской независимости, утверждает, что украинские националисты не участвовали в уничтожении евреев, он вполне может сослаться на то, что в 1942-м лидеры бандеровского крыла ОУН изменили позицию в еврейском вопросе. На это повлияли роспуск немцами самопровозглашенного во Львове 30 июня 1941 года правительства Украинского государства во главе с Я. Стецько, арест его, Бандеры и других руководителей ОУН, а также то, что большинство проживавших на Украине евреев были к тому моменту уже уничтожены. В апреле 1942 года Вторая конференция ОУН, констатируя «негативное отношение к евреям, признала нецелесообразным в данный момент международной ситуации принимать участие в антиеврейских акциях, чтобы не стать слепым орудием в чужих руках». В августе 1943-го Третий чрезвычайный съезд ОУН признал равноправие всех национальностей, проживавших на Украине, отказавшись от принципа этнического превосходства украинцев. Во временных инструкциях ОУН членов организации призывали «не проводить никаких акций против евреев», поскольку: «Еврейское дело перестало быть проблемой (их осталось мало), – но с оговоркой, – это не относится к тем, кто выступает против нас активно». Отряды вооруженных организаций, созданных украинскими националистами, включая те, что воевали с немцами, как ОУН и Украинская повстанческая армия (УПА), убивали евреев, бежавших в леса, а члены ОУН, служившие в украинской полиции, как и раньше, активно участвовали в антиеврейских акциях. По данным А. Вайса, отряды оуновцев на Западной Украине уничтожили 28 тысяч евреев.

По данным И. Альтмана, на территории Украины было создано 442 гетто и в 1941–1943 годах уничтожены 150 тысяч евреев. В рейхскомиссариате «Украина» почти 40 процентов жертв были уничтожены до Ванзейской конференции. На его территории погибли 514,8 тысячи евреев. Судьба евреев, оказавшихся на территориях, вошедших в румынскую оккупационную зону, отличалась от судеб евреев других оккупированных территорий СССР. Хотя за время оккупации в Транснистрии погибли около 263 тысяч евреев, в том числе не менее 157 тысяч местных и более 88 тысяч депортированных, там уцелело большинство оставшихся в живых евреев СССР. Лишь треть евреев Молдавии осталась в живых к моменту освобождения. С 22 июня 1941 года до начала 1942-го было уничтожено большинство евреев в Литве, Латвии, Эстонии, почти все в Восточной Белоруссии, на Восточной Украине и в оккупированных районах РСФСР. В Литве, Латвии, Эстонии, на Украине тысячи евреев были убиты местными жителями до вступления в эти районы немцев.

По свидетельству немецкого офицера – очевидца казни, украинские полицейские, расстреливавшие евреев в Умани в сентябре 1941-го, «делали это с таким удовольствием, словно занимались главным и любимым делом своей жизни». В Городке Витебской области Белоруссии при ликвидации гетто 14 октября 1941 года «полицаи были хуже немцев». В Слуцке 27–28 октября 1941-го полицейский батальон, две роты которого состояли из немцев, а две из литовцев, расстрелял местных евреев настолько жестоко, что это возмутило даже гебитскомиссара города. Литовский врач В. Куторга в дневнике писал: «Литовские фашисты требовали, чтобы до конца сентября все евреи во всех провинциальных городах были уничтожены». Дневник литовского врача Е. Будвидайте-Куторгене свидетельствует: «Все литовцы, за малым исключением, единодушны в чувстве ненависти к евреям». К концу января 1942 года в Литве погибли 180–185 тысяч евреев (80 процентов жертв Катастрофы в Литве).

В Латвии происходило то же самое. 4 июля члены организации «Перконкрустс» сожгли синагогу «Гогол-шул», в которой находились около 500 евреев. В Риге было сожжено около 20 синагог – 2000 человек. В первые дни оккупации было создано латышское вспомогательное подразделение германской полиции безопасности и СД под командованием бывшего офицера латвийской армии В. Арайса. Команда Арайса уничтожила еврейское население летом-осенью 1941 года без участия немцев в Абрене, Кудиге, Крустпилсе, Валке, Елгаве, Балви, Бауске, Тукумсе, Талси, Екабпилсе, Виляни, Резекне. В других населенных пунктах евреев расстреливали местные жители, члены организации айзсаргов и отрядов самозащиты. В 1941-м во время двух акций, осуществленных СС и латышской полицией, в лесу около железнодорожной станции Румбула были убиты около 27 тысяч евреев.

На территории СССР было уничтожено значительное число евреев из стран Европы. В октябре-ноябре 1941 года в Риге расстреляли сотни евреев – подданных нейтральных стран: из Ирана, Южной и Северной Америки, в том числе США. С декабря 1941-го в Ригу были депортированы 25 тысяч европейских евреев. Многие из них уничтожены в Бикерниекском лесу, часть отправлена в Саласпилсский концлагерь, остальные размещены в гетто.

В Эстонии акции по уничтожению еврейского населения проводила зондеркоманда 1А при участии формирований эстонских националистов «Омакайтсе». В декабре 1941 года ими уничтожены 936 человек – все евреи, оставшиеся в Эстонии. На немецких картах Эстония была отмечена как «юденрайн». Из эстонцев, добровольцев или призванных, сформировали 20-ю дивизию СС. К осени 1942-го в Эстонии были созданы около 20 концлагерей, куда доставили евреев из Терезина, Вены, Каунаса и концлагеря Кайзервальд (Латвия).

Активное участие в истреблении белорусских евреев приняли литовский батальон СД, латышский и украинский батальоны и белорусские националисты. В первые недели после нападения Германии на СССР в Западной Белоруссии были истреблены не менее 50 тысяч евреев. За годы войны в Белоруссии создано 111 гетто, куда были доставлены десятки тысяч евреев Германии, Польши, Чехословакии, Австрии, Венгрии, Нидерландов. 45 гетто в Восточной Белоруссии просуществовали всего несколько месяцев. Во второй половине 1942-го нацисты уничтожили почти все гетто в Западной Белоруссии. Последними 17 декабря 1943 года погибли узники гетто в Барановичах.

В начале войны власть на оккупированных территориях принадлежала военному командованию, которое часто требовало от командиров СС ускорить ликвидацию евреев. В Симферополе, Джанкое и других местах Крыма военное командование направляло армейские части для сопровождения евреев до мест уничтожения. В приказе командующего 6-й армией В. фон Рейхенау говорилось: «...Солдат должен глубоко сознавать необходимость сурового, но справедливого наказания евреев». В приказе от 20 ноября 1941 года командующего 11-й армией Ф. Манштейна: «Солдат должен понимать необходимость наказания еврейства – носителя самого духа большевистского террора». В Крыму при активном содействии местного населения были убиты около пяти тысяч евреев-крымчаков и около 18 тысяч представителей других общин. Спаслись лишь крымские караимы, которым удалось доказать, что они не являются евреями. Лидер уцелевших крымчаков Лев Кая вспоминал, как караимы отказывались спасать их детей, хотя могли это сделать. Некоторых спасли крымские татары.

За первый период оккупации немцы и их пособники уничтожили более 80 процентов из 300 тысяч евреев Литвы, Латвии и Эстонии. В то же время в Западной Белоруссии и на Западной Украине погибли около 15–20 процентов. В этих районах массовое истребление евреев началось весной 1942 года. В оккупированных районах РСФСР, включая Смоленск, Себеж, Ростов, Кисловодск, поголовное уничтожение евреев шло летом 1942-го при участии полиции из местных жителей.

По решению, принятому руководством Германии, осенью 1941 года евреев из Румынии, Австрии, протектората Богемия и Моравия (Чехия) депортировали в Каунас, Минск и Ригу, где их уничтожали вместе с местными. С ноября 1941 по октябрь 1942 года в Минск были депортированы более 35 тысяч евреев из Германии, Австрии и Чехословакии. В Ригу с конца декабря 1941-го до весны 1942 года были доставлены около 25 тысяч евреев из тех же стран. Доставленные в Каунас несколькими эшелонами евреи из Германии по прибытии были расстреляны в Девятом форте. Летом 1942 года четыре тысячи евреев из Варшавского гетто были привезены в Лесной лагерь под Бобруйском, где их уничтожили в 1943-м.

В лагерях для военнопленных погибли около 80 тысяч евреев-военнослужащих. Во время Катастрофы погибли около 70 тысяч латвийских евреев, а из тысячи латвийских евреев, оставшихся в живых после ликвидации концлагерей, большинство отказались возвращаться в Латвию, где после войны оставались лишь 150 евреев. В холокосте погибли 215–220 тысяч евреев Литвы (95–96 процентов довоенного еврейского населения). По приблизительным оценкам, в гетто Белоруссии были уничтожены более 500 тысяч евреев, в том числе около 50 тысяч из других стран. Украина потеряла 60 процентов своего довоенного еврейского населения. Число уничтоженных евреев, живших на ее территории, превышает 1 400 000 человек (более половины советских евреев, погибших во время Катастрофы), в том числе в Восточной Галиции – около 490 тысяч.

Ложь об «особой роли»

Официальная версия, почему уничтожение евреев на территориях, присоединенных к СССР в 1939–1940 годах, было столь безжалостным при массовом участии местного населения, состоит в том, что евреи сыграли особую роль в установлении там советской власти и последующих репрессиях. Версия эта не выдерживает критики. Л. Труска в работе «Евреи и литовцы накануне холокоста» свидетельствует, что евреи не участвовали в проведении земельной реформы 1940 года: ни одного еврея нет не только среди восьми членов госкомиссии, но и в числе 201 700 семей претендентов на землю раскулаченных, 2900 членов землемерных бригад, 1500 членов уездных и волостных комиссий. Из 78 депутатов народного сейма, провозгласившего Литву советской республикой с просьбой принять ее в СССР, евреев было четыре человека. В органах власти в Литве в 1941 году насчитывалось три еврея из 56 секретарей комитетов КПЛ, пять из 119 волостных парторгов, один из 44 руководителей уездных и городских отделов НКВД и ни одного из 54 руководителей уездных и городских исполкомов. В то же время из 986 национализированных промышленных предприятий евреям принадлежало 560 (57 процентов), из 1600 торговых – 1320 (83 процента), а из 14 000 домов – большинство. При этом репрессированы были 2600 евреев (8,9 процента), в том числе в июне 1941 года – 13,5 процента всех арестованных при общем числе евреев в Литве около семи процентов населения.

Из Латвии в ходе депортации в отдаленные районы СССР, осуществленной 14 июня 1941 года органами, выселили 1771 еврея. Это 12,4 процента депортируемых при пяти процентах в составе населения. Из Эстонии, где еврейская община была малочисленна, выслали 500 (около пяти процентов депортированных).

На Украине после присоединения западных областей евреи составили лишь два процента делегатов законодательного органа на 10 процентов населения. Когда 24 марта 1940 года состоялись выборы в Верховный Совет СССР от Западной Украины и Западной Белоруссии, среди 55 избранных депутатов не было ни одного еврея. Зато среди депортированных жителей Западной Украины евреи составляли около 30 процентов. Ситуация в Белоруссии и Молдавии не отличалась от положения в Прибалтике и на Украине.

Около 25–30 тысяч евреев сражались в партизанских отрядах, и многие выжили. Что до спасения местными жителями, случаев этих на территориях, присоединенных к СССР в 1939 году, было больше, чем в других районах. Евреев укрывала настоятельница бенедиктинского монастыря под Вильнюсом. Глава греко-католической (униатской) церкви митрополит Андрей Шептицкий осуждал массовые убийства, предоставил убежище евреям в своей резиденции, а несколько сот их были спасены по его распоряжению в греко-католических церквах. Бургомистр города Кременчуга Синица, выдававший евреям фальшивые «арийские» документы, был за это расстрелян. Руководство украинской православной автокефальной церкви было настроено антисемитски, ее глава Поликарп, епископ луцкий, 19 июля 1941 года приветствовал германскую армию. Но многие православные священники спасали евреев.

Звания праведника удостоены 2213 украинцев. Число праведников составляет 723 в Литве, 587 в Белоруссии, 124 в России, 111 в Латвии, 73 в Молдавии. Статистика...

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.