Так кто же покровитель ближневосточного террора?Среди ближневосточных факторов нестабильности, несущих наибольшую угрозу региону, а в немалой степени и всему миру, можно выделить три основных — иранский ядерный проект, исламский халифат на руинах Ирака и Сирии и израильско-палестинский конфликт. Примечательно, что все они в значительной степени обязаны поддержке одного государства, остающегося полноправным участником Североатлантического Альянса, несмотря на неуклонное отдаление от демократических принципов и стремительную потерю светского характера — Турецкой Республике под властью исламской «Партии Справедливости и Развития» во главе с Реджейпом Тэйпом Эрдоганом.

Иран и Турция

Около двух лет тому назад, когда жестко скованная международными санкциями иранская экономика оказалась в трудном положении, именно Турция открыла соседу шлюз, по которому утекли в исламскую республику спасительные тонны золота, обеспечив Ирану необходимую устойчивость. Схема не была особенно изощрённой. Плата за природный газ, который Турция покупала у Ирана, поступала на счета в один из трёх государственных банков страны — «Халькбанк». Затем иранские агенты скупали на эти деньги в Турции золото и вывозили его через Дубай в Иран. Так Исламская республика получала возможность проводить международные торговые операции, в обход замороженных эмбарго каналов, расплачиваясь наличным золотом. Анкара же утверждала, что поскольку продажа золота частным лицам в Иран не запрещена, нарушения санкций не происходит. К июлю 2013 Конгресс США утвердил закон, запрещающий любую продажу золота в Иран. Однако к этому времени по оценкам Вашингтонского Фонда Защиты Демократии, иранцы уже получили от Эрдогана за газ золота на сумму порядка 13 миллиардов долларов. И, похоже, эта сделка была лишь вершиной айсберга теневых связей Ирана с высшими эшелонами турецкой власти. Помимо получения природного газа, необходимого Турции, транзит огромного количества золота создавал видимость успешного экономического роста в стране, а заодно оставлял семизначные суммы в карманах ключевых чиновников. Частичное представление о размахе незаконных сделок дал инициированный, по всей видимости, оппонентами Эрдогана коррупционный скандал, разразившейся в Турции нынешней весной. В Турции был арестован иранский бизнесмен Реза Зерраб, обвиняемый, по сообщениям оппозиционных турецких изданий, в причастности к денежным операциям между Турцией и Ираном на общую сумму 87 миллиардов евро. Тысячи подставных компаний в Китае получали из Ирана деньги за несуществующий экспорт и переводили их в Турцию для покупки золота. По оценкам компании Блумберга Зерраб успел за полтора года вывезти из Турции в Иран золота на 28 миллиардов долларов. Деятельность иранского предпринимателя сопровождалась согласно подозрениям следователей раздачей многомиллионных взяток должностным лицам из ближайшего окружения турецкого премьер-министра. Для подавления скандала накануне выборов, Эрдоган действовал быстро и безжалостно, отправив в отставку десятки следователей и представителей прокуратуры. Дальнейшее расследование было парализовано.

Сирия и Турция

С началом войны в Сирии именно турецко-сирийская граница превратилась в центральные ворота, через которые исламские радикалы от Чечни до Ливии потянулись на войну с Асадом. Турецкое правительство заинтересованное как можно скорее свалить сирийского президента, закрыло глаза не только на беспрепятственное проникновение в Сирию самих джихадистов, но и на контрабанду оружия и денег, а также на возникновение в пограничных областях тренировочных лагерей боевиков. По мнению известного турецкого журналиста Ченгиза Чандара, в обмен на обеспечение оружием и материально-технической поддержкой, турецкие власти потребовали у джихадистов воевать не только с режимом Асада, но и с сирийскими курдами подавляя их попытки к созданию автономии и сирийскими армянами, которых надо было вынудить ухеать из Сирии. Ответственной за координацию с отрядами боевиков стала турецкая разведка во главе с доверенным лицом Эрдогана – Хаканом Фиданом. Чандар даже назвал разведку – «повивальной бабкой» суннитского вооруженного движения. Крестным же отцом джихадистов стал «Турецкий Фонд Прав и Свобод Человека и Гуманитарной помощи», известный больше как IHH. Эта организация, обладающая согласно отчету Международного Института По борьбе с терроризмом от 2010 года, годовым бюджетом в 100 миллионов долларов и имеющая специальный консультативный статус при Экономическом и Социальном Совете ООН, привлекла международное внимание весной 2010, организовав антиизраильскую провокацию с морским рейдом в сторону сектора Газы во главе с «Мави Мармара». Близко связанная с «Братьями-мусульманами», в том числе отмывающая деньги для фондов исламистов, занялась сбором средств, а также закупкой и передачей вооружения и амуниции для исламских боевиков в Сирии. Согласно Дэвиду Филлипсу, автору подробного материала в CNBC о контактах турецкого правительства и сирийских джихадистов, помимо пожертвований от международных спонсоров террора, IHH собирала деньги и с турецких бизнесменов, связанных с «Партией Справедливости и Развития» Эрдогана. Судя по всему, немалую роль в этом сыграл сын Эрдогана — Биляль по некоторым источникам, цитируемым Филлипсом, входящий в руководство IHH. Неудивительно, что предприниматели не желавшие впасть в немилость и потерять государственные контракты, были вынуждены раскошеливаться. Возможно, к весне 2013 Эрдоган осознал, что выпестованные им террористические банды, влившись в армию «Исламского государства Ирака и Леванта» и Джабхат Ан-нусру, превратились в угрозу и для самой Турции, но остановить процесс было уже невозможно. Тем более, что возник и новый взаимный интерес – нефть, выкачиваемая террористами в Сирии и Ираке, потекла в Турцию, принося джихадистами миллионы долларов ежедневно.

Палестина и Турция

Видный руководитель организации ХАМАС Салах Аль-Арури и Халед Машаль встретились с Эрдоганом осенью 2012 в Анкаре. Пребывая в Турции, Аль-Арури пользуется поддержкой турецких властей и предпринимателей, обеспечивающих ему хорошие финансовые сборы для организации военного сопротивления Израилю. В последние дни вскрылись грандиозные планы организации, подготовленные Аль-Арури. ХАМАС намеревался провести ряд масштабных терактов, в том числе на Храмовой Горе и захватить власть в автономии, сместив Аббаса. Из Иордании и Турции Аль-Арури сумел передать, по крайней мере, 2 миллиона долларов для приобретения транспортных средств и подготовки укрытий. Часть денег, оружия и амуниции была изъята у палестинцев в ходе операций Армии Обороны Израиля. Таким образом, Турция Реджейпа Эрдогана стала политическим союзником тех сил, которые совершают террор против Израиля.

США и Турция

Однако, несмотря на практически откровенную поддержку террора в Сирии и Ираке, на регулярные антисемитские, антиармянские, антикурдские и экстремистские заявления и подавление демократических свобод, Реджейп Эрдоган продолжает пользоваться расположением президента США Барака Хусейна Обамы. Обама не стал добиваться прекращения флирта Турции с сирийскими джихадистами, закрывал глаза на погромы и избиения христиан и других национальных меньшинств. Похоже, что политический ислам, олицетворенный «Партией Справедливости и Развития», это тот вектор, который с точки зрения Обамы должен был бы определить направление для всего региона Большого Ближнего Востока. А Турция Эрдогана – это лицо Ближнего Востока, каким его хотел бы видеть нынешний американский президент. Трудно не содрогнуться от столь странного выбора лидера флагманской демократии мира. Остаётся лишь надеяться, что время, отведенное ему и его курсу, подходит к концу. Если Обама не вывернет наизнанку американскую конституцию, чтобы остаться у власти в США, то вскоре свободный мир будет освобождён от покровителя исламского террора. А вслед за ним, можно надеяться, сойдут с мировой арены и верные ему эрдоганы. 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.