Джим Торосян был одним из тех, кто создавал облик Еревана.

И не только потому, что был главным архитектором города в 1972-1982 годах, а, главным образом, благодаря своим работам -- зданиям и памятникам, во многом определяющим то, как выглядит центр столицы Армении. 

Его главным творением, видимо, можно назвать ереванский комплекс "Каскад", построенный в соавторстве с архитекторами Сариксом Гурзадяном и Асланом Мхитаряном. Этот сложный градостроительный комплекс начали возводить в 1971 году, а закончилось строительство в 2009 -- спустя жизнь целого поколения, развал СССР, спитакское землетрясение, тяжелейший экономический кризис и войну за Карабах.

Почерк Джима Торосяна узнается сразу. Он был одним из немногих зодчих своего поколения, кто остался верен каменной архитектуре в то время, когда другие увлеклись цементом, он продолжал искать вдохновения и современных форм в средневековой армянской архитектуре. В этом смысле, конечно, его можно назвать продолжателем творческой линии Александра Таманяна.

"Чем дольше я занимаюсь архитектурой, тем лучше понимаю Марка Григоряна", -- любил повторять он, когда заходил разговор о развитии Еревана, о его архитектурном облике.

Джим Петрович был очень интеллигентен. Я помню его с середины 60-х годов, собственно, с того времени, как помню себя. Он был другом моего дяди, художника Саркиса Мурадяна, и был частым гостем в его доме. И я хорошо помню его легкую иронию, манеру разговора... 

Собственно, и портрет, который я помещаю сюда, авторства Саркиса Мурадяна. 

Помнится, именно с Джимом Торосяном мои родители были в первый раз у памятника жертвам геноцида, когда тот еще только строился. В тот день они взяли с собой и меня.   

Эти дни после Нового года какие-то особенно тяжелые. В ночь на шестое января 2001 года скончался мой отец. 10 января 1978 -- дед. буду теперь в эти дни вспоминать и Джима Петровича...

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.