Нельсон Мандела и Борис Ельцин

 

Кончина Нельсона Манделы в России большинство оставит равнодушными. Отношение к любым африканцам у многих россиян вообще, по моим наблюдениям, откровенно снисходительное и расистское.

Вдобавок Африканский национальный конгресс (АНК), лидером которого многие годы был скончавшийся экс-президент ЮАР, жил на деньги СССР и числился "прогрессивным национально-освободительным движением" и получал немалую финансовую помощь от ЦК КПСС.

А ведь даже ностальгирующие по СССР левые в основном считают поддержку советских клиентов в Азии и Африке ошибкой.

Наконец, в-третьих, несмотря на благую цель - борьбу с апартеидом - методы, которые применял АНК по любым меркам были террористическими.

"Вместо мести оппонентам - великодушие, вместо радикализма - государственная мудрость, вместо экспроприаций - экономическое развитие."

Парадокс Манделы в том, что последние 20 с лишним лет его жизни были сплошным отрицанием первых 70.

Вместо мести оппонентам - великодушие, вместо радикализма - государственная мудрость, вместо экспроприаций - экономическое развитие.

То, что, в отличие, скажем, от соседней Зимбабве, "расизм наоборот" не стал в ЮАР государственной идеологией - несомненная заслуга Манделы.

Все это радикально отличает его от лидеров типа Арафата или Кастро, которых, кстати, сам покойный продолжал уважать и поддерживать (на мой взгляд, одна из его моральных слабостей).

Не обязательно лить на образ покойного президента ЮАР елей, чтобы признать - он был выдающейся фигурой XX века, государственным деятелем, разрушителем стереотипов.

Память и уважение

Но в России все это едва ли затронет сердца многих.

"Цинизм не позволяет россиянам поверить в то, что политический лидер может быть идеалистом, визионером, не мстить и оставаться целостной личностью."

На это есть еще одна, помимо приведенных, главная причина - цинизм, разъедающий российское общество.

Он попросту не позволяет россиянам поверить в то, что политический лидер может быть идеалистом, визионером, не мстить и оставаться целостной личностью.

При всей противоречивости его политики единственным россиянином, имя которого сегодня может стоять в одном ряду с именем Манделы, Вацлава Гавела, Леха Валенсы, является Михаил Горбачев.

Стоит ли напоминать, что думает о нем большинство сограждан? Мало кто говорит "Он дал нам свободу!"

Большинство проклинает его за то, что он "развалил великую страну", не утруждая себя, чтобы задуматься - что же это за государство такое, которое может "развалить" один человек?

А стали ли посмертно народными героями Солженицын, Сахаров, Растропович, диссиденты советской поры? Нет.

Скончавшуюся на днях правозащитницу Наталью Горбаневскую в Польше или Венгрии хоронили бы при стечении политиков и лидеров общественного мнения, возможно - с государственными почестями.

Самой Горбаневской это было не нужно, она была скромным и непритязательным человеком.

Но память и уважение к тем, кто сделал нашу жизнь свободнее и чище нужна обществу - если это общество, а не группа разобщенных индивидов, случайно живущая на одной территории.

Драма России

 

Цинизм стал второй натурой для нас. Мы во всем видим расчет и корысть.

"Демонстрации на Майдане? Оплачены Вашингтоном!", "Волонтеры едут в Крымск? Пиар!", "Священник организовал благотворительную столовую? Выслуживается перед епархиальным начальством!".

Обществом, которое не верит в идеалы, легче управлять.

Именно поэтому государственное телевидение день и ночь рассказывает о врагах, которые хотят завладеть российскими нефтью и газом, о происках госдепа, Бильдербергского клуба и масонских лож.

Вся сложность жизни, в которой неразрывно переплетается идеальное и материальное, сводится к примитивному постулату: "Либо ты съел, либо съедят тебя".

Мудрецам и миротворцам, подобным Нельсону Манделе, в этих условиях взяться, в общем-то, неоткуда.

В героях нации по-прежнему ходит Сталин, почитают Брежнева, и, пожалуй, только Юрий Гагарин остается настоящим примером для подражания, человеком, к которому относятся тепло.

Все, кто боролся за свободу России в XX веке, в лучшем случае забыты, в худшем - прокляты.

На самом деле это неверие, этот цинизм и есть настоящая драма современной России.

Весь мир оплакивает Нельсона Манделу. К сожалению, мы в России пока так и не можем взять в толк, почему.

 

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.