... Трупы были свалены в глубокую воронку, образовавшуюся от разрыва мины. Весеннее тепло и дожди сделали свое дело, да и азеровские янычары постарались сделать ребят неузнаваемыми. От командира отряда Ваагна Вартеваняна осталась одна голова - видимо, на снаряде подорвался... или сам себя подорвал. Другие трупы тоже были искромсаны, изуродованы... Когда перевернули на спину труп Арча - Аршака Гамбаряна, азер увидел разъеденное грязью лицо с почти нетронутой бородой и, качая головой, вновь «блеснул» своим русским:
- Этот бородач замучил нас, да-а? Многих моих солдат он к аллаху отправил, а когда патроны кончились, достал нож и пошел в рукопашную. Я приказал его живым взять, но это было невозможно, он наших солдат одного за другим уложил. Мы были вынуждены застрелить его. Таких бы мне бойцов десяток - не больше, мы бы уже Ереван взяли...
Этот «бородач» был боксер - Аршак Гамбарян из Шенгавитского отряда. В ночь на 22 апреля 1994г. 14 храбрецов из этого отряда, освобождавшего село Кармираван Мардакертского района, попали в окружение. Стоя лицом к лицу перед врагом, хорошо вооруженным и превосходящим их в десятки раз, они сражались насмерть. Все четырнадцать бились до последнего патрона, перешли в рукопашную и пали как герои.

- Когда бой кончился и мы подошли к их трупам, - продолжал азеровский майор, - я приказал преследовать бежавших - спасшихся, поскольку, по нашим расчетам, с нами должен был воевать прекрасно оснащенный батальон. Но поиски были тщетными, во всей округе других людей или военной техники найти не удалось.

Хотя мы договаривались с офицером «баш на баш», как он говорил, но, увидев ребят в таком виде, у меня в глазах помутнело. Воспользовавшись моментом, азеры забрали от нас около трех десятков трупов... Каждый из наших молодцов на пути к своему бессмертию отправил в объятия аллаха по крайней мере двух азеров...

...На вертолете, направлявшемся в Степанакерт, вместе с трупами наших ребят мы отправили и пленных азеров - тех, с которыми мы связывали такие надежды... Спустя несколько дней их обменяли на наших пленных - баш на баш...

...Хоронили 14 ребят из Шенгавитского отряда на Ераблуре.

- Сыночки мои, как правильно вы поступили, что не попали в плен, - рыдала мать Арча, тикин Лена, которая послала защищать родину двух своих сыновей. Старшего она сегодня провожала в бессмертие...

Вот такие они - армянские матери. Они не только родили и вскормили своих любимых сыновей, но и вместе с молоком передали им любовь к родине, готовность не пожалеть жизни за нее. За поминальным столом, конечно, говорили только о них - о четырнадцати наших богатырях.

...Корни рода Гамбарянов остались там, за Араксом, на разграбленных и оскверненных кладбищах Алашкерта. Какие-то ветви, чудом уцелевшие от турецкого ятагана, обосновались в Апаране. Чтобы обеспечить себе кусок хлеба насущного, Седрак и Лена Гамбаряны оставили свой дом в деревне Апна и переехали в Ереван. Родился первенец - Аршак. Живой, смышленый шалун был любимцем дворовой детворы, всегда был в центре событий и во главе всех инициатив. Через несколько лет Аршак поступил в школу N31 им. Туманяна. Одновременно стал заниматься боксом.

- Аршак стал заниматься у меня, если не ошибаюсь, со второго класса, - рассказывает его тренер Левон Мисакян, - умный, вдумчивый, физически сильный был парень. Настолько сильный, что ребята по-дружески называли его «Арч» (медведь - арм.). Из многих боев вышел победителем, но никогда не доводил бой до нокаута, не унижал противника, говорил - рука не поднимается, очень он был жалостливый, справедливый. Когда служил в Советской армии, попал в историю - ударил русского офицера, который избивал рядовых. Услышав о его героизме во время арцахских боев, я не удивился, потому что такие люди, как правило, бывают храбрыми патриотами...

Вернувшись из армии, Аршак выучился на жестянщика-авторемонтника, освоил эту скромную профессию и стал работать. Очень скоро приобрел славу первоклассного мастера, хорошо зарабатывал. Семья наконец облегченно вздохнула, отряхнув груз постоянной нехватки денег с советских времен, стали жить достойной жизнью. Вскоре он женился, родились дети - Гагик и Лена. Теперь он уже спешил домой не только после работы, но и во время перерыва.

Начавшееся в феврале 1988г. арцахское движение привело на площадь Свободы и Аршака. И он словно забыл и о детях, и о юной жене. Он уже стоял рядом с бойцами, готовыми к освободительной борьбе. Знаменательно, что стоя у истоков движения, одним из первых объявивший бессрочную голодовку и продержавшийся 22 дня, в дальнейшем принявший участие почти во всех ответственных операциях и завоевавший симпатию и уважение командиров - он ни разу ни по одному вопросу не побеспокоил их, потому что считал совершенное своим священным сыновним долгом по отношению к родине. Часто отсутствуя из дома, на вопросы жены и матери «где был?», отвечал - «на охоте». А на самом деле его «охотничьими угодьями» были сначала площадь Свободы, затем пострадавшие от землетрясения северные районы Армении, приграничные районы и наконец - освободительная война на арцахском фронте.

В феврале 1989г. за активное участие в карабахском движении Аршак был арестован особой следственной группой прокуратуры СССР и брошен в тюрьму - сидел сначала в Горисе, а затем в Нубарашене. Выйдя из тюрьмы, в сентябре он доставил первую автоколонну в Арцах. Когда в январе 1990г. азербайджанцы пытались выйти к Араратской долине через Ерасхаван, Аршак одним из первых безоглядно бросился на призыв спасти родину и поехал в Ерасхаван. Вместе с другими нашими героями, первыми вставшими против врага - Мовсесом Горгисяном, Ервандом Гарибяном и другими, он самоотверженно, грудью встал на пути врага.

Затем он принимал активное участие во всех крупных и мелких операциях, в обороне Иджевана, Ноемберяна, Гориса, Сисиана, Капана и освобождении карабахских городов и сел - Шаумяновска, Мардакерта, Шуши, Лачина, Мартуни, Физули. Когда в начале 1992г. была сформирована армянская армия, Аршак как дисциплинированный боец одним из первых записался в новую армию - четко и беспрекословно выполняя различные задания старших и младших командиров.

В конце лета 1992г. ситуация в Арцахе была критической. Один за другим были сданы Шуши, Лачин, другие территории. Благодаря иностранным наемникам, враг сконцентрировал свои силы и готовил контрнаступление. Когда формировался батальон смертников, как всегда, одними из первых вызвались Аршак Гамбарян и его младший брат Казар.
В последний раз он поехал в Арцах 22 января 1994г. Родные и друзья уговаривали его остаться, восстановить здоровье, изрядно попорченное хроническим недоеданием, недосыпанием и боевыми ранениями. Но Аршак был непоколебим - родина в опасности, промедление равносильно неминуемой смерти... надо ехать!
Приближался кровавый рассвет 22 апреля. Отсюда начался нескончаемый путь в бессмертие Аршака Гамбаряна, Ваагна Вартеваняна, Геворка Амбарцумяна, Гегама Гаспаряна, Агвана Григоряна, Армена Ованесяна, Гарика Хачатряна, Камо Ханагяна, Срапиона Чалагеяна, Ованеса Петросяна, Седрака Арамяна, Вазгена Гюлазяна, Ваника Камендатяна и Авага Карапетяна. Вспомним каждого по имени...

Родина не забыла своих сыновей-героев. Все они удостоились высших правительственных наград. Периодически проводятся турниры по боксу памяти Аршака Гамбаряна. Его дети хранят как священные реликвии награды отца - ордена «Боевой крест» РА и НКР, другие медали. На примере Аршака Гамбаряна и его тринадцати самоотверженных друзей-героев ныне воспитываются новые поколения...

Мысли и позиции, опубликованные на сайте, являются собственностью авторов, и могут не совпадать с точкой зрения редакции BlogNews.am.