Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а г..но.
Эти строки были написаны 15 сентября в 1919 году в письме Ленина Горькому. Более того, в письме содержался призыв к аресту интеллектуалов, которые, по мнению Ленина, в рамках продолжающегося красного террора примыкали к белогвардейцам. На самом деле это не был этап обычных репрессий, который типичен для тоталитарной системы. Ленин прекрасно понимал, что в условиях формирования коммунистической системы интеллектуальная среда (интеллигенция в целом) будет первым серьезным препятствием. Коммунизм был утопией, по большому счету, популизмом, а враг популизма - мыслящий человек. Именно по этой причине, когда большевики в конце 1917 года пришли к власти, одной из главных их мишеней была интеллигенция страны. Ленин вообще отвергал концепт «элиты». Для него «элита» была безопасным рабочим и крестьянским классом, которая с радостью уступила коммунистическому популизму. Для него «элита» была безопасным рабочим классом, которая с радостью давалась коммунистическому популизму.
После прихода к власти в Армении Пашиняна мы регулярно наблюдаем процесс дискредитации понятия «элита». Правительство Пашиняна отрицает существование идеологических «измов». Когда отвергаются «измы», остается популизм. Без идеологического видения краеугольным камнем власти становится «приятный на слух» популизм. В этом контексте Пашинян может выругаться, и собравшаяся толпа будет ему аплодировать. Он может угрожать тому или иному лицу, что уложит на асфальт, и собравшаяся толпа точно будет аплодировать. Пашинянский популизм, как и его исторический аналог, отвергает интеллигенцию, отвергает так называемую интеллектуальную среду, вообще отвергает право на существование здоровой элиты. По этой причине в ходе предвыборной кампании он объявил, что в стране существует «псевдоэлита». Этим были обусловлены нападения на представителей духовенства, которых называют «коррумпированными священнослужителями». Кстати, в последний раз духовенство было мишенью во времена большевистского правления. Этим также обусловлено, что ученые являются мишенью, которых Пашинян называет «политическими клоунами». Отсюда и разделение школ в Армении на «элитные» и «народные», распространение ложного тезиса о том, что дети богатых ходили в «элитные» школы, в результате чего дети, которые учились в «народных» школах, оставались безграмотными.
Для Пашиняна, люди, которые действительно думают, являются «интеллектуальными идиотами».
А кто настоящий интеллектуальный идиот? Тот, кто «кормит» массы приятными словами, но имеет нулевой уровень в идеологической сфере, использует популистские ругательства в адрес политических оппонентов и проигрывает в настоящих политических идеологических дебатах, является настоящий интеллектуальным идиотом?
Таким образом, правительство Пашиняна боится действительно мощной интеллектуальной среды и элиты, как демоны боятся дневного света. Даже советский режим, созданный Лениным, со временем исчез, потому что исчезла иллюзия, которая овладела сознанием советских людей.
Конечно, Пашиняновская иллюзия и популизм тоже когда-нибудь исчезнут, но разве Армения может столько ждать?