Говорили о насущном, начиная с пандемии и туризма, и заканчивая геополитикой
Переговоры министра иностранных дел России Сергея Лаврова с турецким коллегой Мевлютом Чавушоглу в Анталье длились ровно два часа. Судя по пресс-конференции по итогам встречи, руководители внешнеполитических ведомств успели обсудить практически все насущное.
Договорились о многом, начиная с совместных действий в условиях не отступающей пандемии и возобновляющегося туризма, и заканчивая взаимоотношениями "на земле" – начиная с Карабаха, заканчивая сирийской, украинской и ливийской проблематикой.
Договорились о том, что Турция будет принимать туристов из России, прошедших вакцинацию любой российской вакциной. Российская сторона уточнила, что конвенция Монтрё о статусе проливов продолжит действовать и после ввода в строй судоходного канала "Стамбул", параллельно Босфору.
Что касается карабахской проблематики, то на пресс-конференции руководитель российского внешнеполитического ведомства выразился достаточно сдержанно.
"Условились продолжать тесно координировать наши усилия в деле содействия Баку и Еревану в решении практических вопросов нормализации отношений с акцентом на укрепление мер доверия", - сказал Лавров.
Затем добавил, что стороны удовлетворены работой совместного российско-турецкого центра по контролю за прекращением огня и военных действий в зоне Нагорного Карабаха. Что стабилизации послужат усилия по разблокированию транспортных коммуникаций "с участием, конечно, расположенных здесь стран и их соседей, в том числе Турции и России".
Больше подробностей и конкретики относительно всего комплекса вопросов, которых коснулись стороны во время переговоров, нашему брату-журналисту не досталось. Все-таки дает о себе знать усталость после двухчасовых и, видимо, напряженных переговоров. Если судить по анонсам, то кроме туризма и пандемии обсуждали и Северную Африку с Ближним Востоком, и Южный Кавказ с Центральной и Средней Азией, и Афганистан с Украиной, и Восточное Средиземноморье с Черным морем.
То есть говорили о насущном, о тех болевых точках, в которых сталкиваются интересы официальных Москвы и Анкары. А ведь сейчас уже очевидно, что за спиной геополитических амбиций натовской Турции четко вырисовывается основной спонсор Североатлантического блока – Соединенные Штаты Америки.
Своеобразная "петля Анаконды" турецкого розлива
Американская дипломатия сейчас предполагает сконцентрировать весь свой военный и дипломатический потенциал в азиатско-тихоокеанском регионе. Именно там видит Вашингтон главную угрозу своему экономическому (а следовательно, и идеологическому) превосходству над всем остальным миром.
Остальные же горячие точки американцы пытаются "распихать" под ответственность того или иного своего союзника-сателлита. И в этом плане именно Турция является самым универсальным натовским инструментом. Ну, который можно использовать везде, по всему периметру государственной границы России, начиная с Прибалтики и заканчивая Центральной Азией и Афганистаном.
Ведь по большому счету для того, чтобы создать по всему этому периметру эдакий турецкий военный "полумесяц", многого не нужно. Идеи пантюркизма и неоосманизма, которыми при любом раскладе оперирует президент Турции Эрдоган, идеально вписываются в предполагаемый в Вашингтоне проект карты, согласно которой "петлей Анаконды" будет охвачена вся российская территория.
Вот и прямо сейчас турецкие военные летчики наравне со своими натовскими коллегами участвуют в учениях ВВС Североатлантического блока Ramstein Alloy. Параллельно на Черном море проходят масштабные морские учения НАТО Sea Breeze 2021, в которых опять-таки участвует Турция со своими кораблями и авиацией. Это в непосредственной близости от Крымского полуострова, на который турки давно облизываются.
И в то же время в Азербайджане проходят совместные с Турцией военные учения под многозначащим кодовым названием "Мустафа Кемаль Ататюрк-2021" с участием 600 солдат, бронетехники, авиации, беспилотников и артиллерии. Следует к этому добавить достаточно активную политику в Центральной Азии, которая в последние дни грозится стать самой горячей точкой.
А еще можно учесть достигнутую между США и Турцией договоренность по Афганистану, где турецкая натовская армия будет охранять аэропорт в Кабуле и, видимо, получать боезапас и снабжение через Казахстан. А для полноты картины добавим активную политику в Кыргызстане и Узбекистане. Тревожная вырисовывается картина, типа пресловутой "петли Анаконды" турецкого розлива.
"Смотрящий" за "бесхозным" регионом Южного Кавказа?
И тогда можно без большого риска ошибиться сказать, что как минимум в какой-то значимой части своей внешней политики Турция аккуратненько выполняет распоряжения, поступающие из-за Северной Атлантики. Ну, а поскольку именно в этой части геополитические и идеологические интересы нынешнего турецкого руководства почти полностью совпадают с интересами авторов той самой петли, то и получается, что Анкаре и карты в руки. Причем карты серьезные, козырные, без которых Эрдоган, скорее всего, не влез бы в авантюры с "крымским плацдармом" и кабульским аэропортом. Да еще бы серьезно подумал, прежде чем взяться вытеснять Россию из Южного Кавказа. Реакция западных стран, практически не откликнувшихся на турецкую агрессию в Карабахе – свидетельство того, что тем, скорее всего, понравилось.
При любом раскладе получается, что Турция уже влезла практически во все те страны на постсоветском пространстве, откуда американцы с европейцами весьма настойчиво и, что не менее важно, все время достаточно удачно вытесняли Россию. За исключением, пожалуй, прибалтийских стран, которые изначально стали полноценными и полноправными членами Евросоюза и НАТО.
Туда Эрдогану лезть не с руки – можно даже нарваться на замечание со стороны Вашингтона и европейских столиц. Еще Белоруссию, видимо, следует исключить из этого списка – в тамошней партии банкуют другие члены НАТО. А вот Азербайджан с Грузией турки уже подмяли. Над Арменией работают, и западные партнеры в этом серьезно помогают – это без сомнений. О тюркоязычных даже говорить не приходится, и так все ясно.
Если же судить по тому, как развивались события весь последний год в регионе Южного Кавказа и на глобальной геополитической арене, то с большой долей вероятности можно предположить следующее. В обмен на то, что Турция обязуется подмять под себя Армению и вытеснить отсюда Россию, американцы готовы простить туркам не только покупку ЗРК С-400 российского производства, газопровод по дну Черного моря и атомную станцию Аккую.
При подобном, столь выгодном для Соединенных Штатов раскладе Турция, скорее всего, будет назначена, образно говоря, "смотрящим" над оставленным Россией "бесхозным", но таким важным регионом. Прагматики из-за океана не будут размениваться по мелочи, Турция для них – идеальный вариант, чтобы все было под контролем.