Серьезного прорыва во взаимоотношениях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки не произошло. Именно поэтому не было и разочарования от результатов. Все прошло тихо, мирно, без кулаков. И выражение лица Джо Байдена было отнюдь не таким, каким должно быть у лидера сверхдержавы, встречающегося с человеком, которого он считает "убийцей".
И Путин высказывался о своем коллеге весьма доброжелательно, особо отметив опыт политика. Единственная очевидная заминка – отказ американской стороны от совместной пресс-конференции, которая могла бы дать еще больше пищи для размышлений нашему брату журналисту.
Конечно, было бы интересно посмотреть на прямую реакцию американского президента, когда Путин упоминал штурм вашингтонского Капитолия. Или же понаблюдать за тем, как реагировал бы российский лидер, когда Байден упоминал, скажем, права человека или же Навального.
Однако сетовать на это могут лишь сами представители СМИ, потому что все самое главное Путин и Байден рассказали по отдельности.
Прорыв все-таки был
Результаты саммита на самом деле могут впечатлить экспертов-аналитиков. Ведь очевидно же, что в каком-то смысле лед действительно тронулся. Хотя бы то, что запущен механизм восстановления дипломатических отношений, возврата послов двух сверхдержав в столицы – в Москву и в Вашингтон. С учетом того, на каком низком уровне были взаимоотношения, уже одно это можно считать прорывом.
Или же то, что по итогам встречи все-таки было подписано совместное заявление о контроле над стратегическими вооружениями и о снижении рисков возникновения ядерного конфликта. Это же тоже прорыв, когда лидеры двух ядерных сверхдержав соглашаются друг с другом на тему того, что "в ядерной войне не может быть победителей".
Новостной портал "Чжунго синьвэнван" даже назвал саммит встречей "без кулаков и объятий", отметив, что на фоне того, что отношения России и США находятся "в точке замерзания", к встрече было приковано особое внимание всего мира.
Россия вернулась в высшую лигу
Очевидно, что стороны очень внимательно, осторожно и, если можно так сказать, выборочно подходили к темам, вокруг которых шли переговоры как в узком кругу, так и в широком формате. Очень сдержанно была затронута тема членства Украины в НАТО. Во всяком случае, на итоговых пресс-конференциях создалось именно такое впечатление. И в то же время касательно Донбасса, похоже, американская сторона согласилась, что единственным приемлемым форматом для урегулирования конфликта является Минская группа.
Да и членства Соединенных Штатов в "нормандском" формате, похоже, стороны не предусматривают и об этом даже не говорили. Вообще создалось впечатление, что для первого раза тематика выбрана таким образом, чтобы не раздражать стороны, чтобы не было даже соблазна конфронтации.
Интересно, что по поводу ближневосточных и центрально-азиатских тем – Сирия, Иран, Афганистан – между сверхдержавами существует определенное взаимопонимание. Вплоть до того, что российская сторона высказала готовность помочь американцам и в случае с иранским "ядерным" соглашением, и с афганской тематикой, в которой Соединенные Штаты, похоже, серьезно запутались.
Одним словом, если использовать спортивную терминологию, то Российская Федерация сейчас вернулась в высшую лигу. Туда, где был заказан путь после развала Советского Союза. И сверхдержава номер один – США – как минимум, на словах не намерена этому процессу препятствовать. Видимо, начал работать "фактор Китая", которого сильно опасаются в Вашингтоне.
Видимо американская дипломатия пришла-таки к выводу, что с Россией нужно если и не крепко дружить, то хотя бы не конфликтовать. Ну, чтобы существовал противовес усилению китайского влияния в мире. Игра очень тонкая, как говорится, на грани фола. Ведь разногласия (в первую очередь идеологического плана) между Москвой и Вашингтоном, по большому счету, действительно существуют и они сильны. Поэтому американцы действуют очень осторожно.
Как выразился сам Байден, "…мы должны иметь возможность сотрудничать там, где это отвечает нашим общим интересам. А что касается тех сфер, где у нас есть разногласия, то я хотел, чтобы президент Путин понимал…, как я буду отвечать на конкретные виды действий, которые вредят американским интересам".
Было бы жалко упустить еще один шанс
Очевидно же одно – во взаимоотношениях с Россией у американского президента в каком-то смысле связаны руки. Ему приходится считаться с внутренней аудиторией в то время, когда у его российского визави подобной проблемы, по большому счету, нет. Подавляющее большинство российского сообщества ему доверяет.
Это дает Путину серьезный простор для маневра на внешнеполитической арене, и во взаимоотношениях с Соединенными Штатами в том числе. Байдену же по большому счету сейчас не позавидуешь. Изучать, обсуждать и осуждать его то или иное заявление, даже жесты и мимику, в Вашингтоне будут чуть ли не под микроскопом. Ведь антироссийская риторика и идеология в высших эшелонах власти Соединенных Штатов Америки никуда не делась.
Достаточно интересно об этом высказался сам президент России Путин: "Мне трудно сейчас сказать, потому что все действия, связанные с ухудшением российско-американских отношений, инициировались не нами, а американской стороной. Конгрессмены, они народ изобретательный, что они еще там напридумывают, я не знаю".
Осуждать будут Байдена и за то, что он уступил своему российскому коллеге и инициативу, и сцену. Ведь тот же Путин достаточно четко прошелся по тематике организаций, которых поддерживают США, и по средствам массовой информации, так называемым ино-агентам. Упомянул Russia Today и Sputnik, которые, в отличие от американских СМИ выполняют все требования законодательства Соединенных Штатов Америки. И в это время Байден рядом не стоял и не мог возразить.
Ну и напоследок следует упомянуть, что ростки взаимопонимания, с трудом пробившиеся в Швейцарии, очень хрупки. И растоптать их можно любым неконструктивной риторикой или же непродуманным шагом. Действительно было бы жалко потерять очередной шанс и не наладить более-менее нормальные взаимоотношения между двумя сверхдержавами.
Сам Путин весьма интересно высказался по этому поводу: "Есть противники развития отношений с Россией, есть сторонники. Какие там силы возобладают, трудно сказать". Но если, как после саммита в Хельсинки, Вашингтон введет против Москвы новые санкции, это будет означать "очередную упущенную возможность". Так что сейчас ждем реакции на президентский саммит с американской стороны.