Агрессивный и незаменимый союзник Соединенных Штатов
Агрессивная политика, которую проводит современная Турция на геополитической арене, приносит свои плоды: будь то взаимоотношения с "младшим братом" – Азербайджаном, противостояние с Грецией в Восточном Средиземноморье или действия протурецких боевиков на севере Сирии. К этому можно добавить также периодически повторяющиеся т.н. "антитеррористические" операции турецких жандармов против курдов на севере Ирака, раздражающие "старшего брата" – США. В этом же контексте следует рассматривать и недавнее заявление Эрдогана о том, что в конце июня начинается строительство нового канала "Стамбул" в обход Босфора.
С одной стороны, все это в комплексе выставляет президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана на международной арене не в самом выгодном свете. Тем не менее, противникам приходится с ним сейчас считаться, причем не только в тех вопросах, касающихся регионов, граничащих с самой Турцией.
Поскольку импульсивное поведение турецкого президента дает результат, то и логику дальнейших его действий можно предсказать с большой долей вероятности. Уже понятно, что последующие выступления Эрдогана на международной арене будут еще более агрессивными. Речь идет о заявлениях, касающихся будущих шагов Анкары во внешней политике.
А внешнеполитический вектор вырисовывается весьма интересный. Причем агрессия турецкого президента в курдском вопросе для американцев компенсируется поведением на сирийском плацдарме и на Южном Кавказе. Ведь если с курдами Эрдоган каждый раз "подкладывает свинью" своим заокеанским союзникам, то в Сирии или же в вопросе Карабаха турецкий лидер открыто "играет" против России. Это делает Эрдогана в глазах вашингтонской администрации незаменимым союзником США на глобальной политической арене. А вот если президент Турции еще и от ЗРК С-400 российского производства отказался бы, то цены бы такому союзнику не было, и можно было бы ему доверить определенную долю влияния и на Ближнем Востоке, и на Кавказе.
Карабахская тема – вовсе не на последнем месте
Понимают все это и в самой Анкаре. Поэтому в преддверии брюссельского саммита НАТО, который состоится 14 июня, и на котором встретятся Байден и Эрдоган, Анкара старается использовать оставшееся время максимально эффективно. Видимо, именно с этим и связано обострение ситуации на северо-западе Сирии. Там резко активизировались протурецкие боевые подразделения, обстреливающие целый ряд населенных пунктов, расположенных на территории, оккупированной Турцией.
Появившиеся в турецких СМИ сообщения о готовящемся визите Эрдогана в Азербайджан (запланирована также поездка в оккупированный город Шуши в Нагорном Карабахе) сразу же после Брюсселя вписываются в рамки тем, которые намерены обсудить президенты США и Турции.
Эрдоган едет в Брюссель, заранее подготовив ответы на несколько вопросов, которые, как предполагают в Анкаре, ему будут заданы во время встречи с Байденом. И в этом списке карабахский вопрос стоит отнюдь не на последнем месте. В Вашингтоне, видимо, действительно высоко ценят тот факт, что турецкий президент сумел-таки "прорубить натовское окно" в регион, где его полное военное отсутствие исчислялось целой сотней лет.
Сейчас, скорее всего, его вежливо попросят любой ценой укрепить свое "достижение". Так сказать, с дальним прицелом. А запланированный сразу же после встречи с Байденом визит в Шуши, скорее всего, будет представлен в качестве доказательства того, что Эрдоган, несмотря на целый ряд разногласий с союзниками, аккуратно выполняет свои натовские обязательства.
На натовском саммите об этом, скорее всего, открытым текстом говориться не будет. Но то обстоятельство, что Турция так близко подобралась к "кавказскому порогу" России, руководство альянса зачтет в пользу Анкары.
Более того, это будет неплохим доводом для того, чтобы изменить отношение некоторых европейских союзников по НАТО к Турции: они, несмотря на старания Вашингтона, Лондона и Брюсселя, все еще косятся на Анкару. Косятся, например, Афины с Парижем: причина – разногласия из-за Восточного Средиземноморья. Косится еще целый ряд европейских столиц из-за опасности нового наплыва беженцев, которая стараниями турок нависла над ними, как Дамоклов меч.
"Продавливать" идею коридора приходится другими методами
Недавнее выступление госсекретаря США Энтони Блинкена в Брюсселе, на вебинаре "Укрепление трансатлантических связей", кажется, не всех европейских коллег убедило в том, что Турция – чуть ли не самый важный и дорогой партнер по НАТО, что ее следует холить и лелеять, чуть ли не "сдувать пылинки", поскольку это – главный южный форпост альянса.
"Турция – давний и ценный союзник. Мы очень заинтересованы в том, чтобы "закрепить" ее в НАТО. И мы полагаем, что это в интересах и самой Турции", – сказал тогда Блинкен.
Можно только представить, как при этом перекосились лица представителей не только Греции и Кипра, но также Франции, возможно, даже Италии и Германии. Однако в том и ценность американской дипломатии, что при необходимости она умеет убеждать.
В качестве бонуса Турции, лидер которой решил посетить Азербайджан, а также совершить поездку в Шуши, следует воспринимать еще и усиление давления на Армению. Ведь тандем Анкара-Баку никак не может договориться с Ереваном по поводу вожделенного "Мегринского коридора" (т.н. "Зангезурский коридор"). И тут назревает очередной кризис. В ответ на недавнее заявление президента Азербайджана о том, что Ереван уже должным образом анализирует вопросы, связанные с неизбежностью "Зангезурского коридора", последовало опровержение армянской стороны.
Ереван не обсуждает с Баку вопрос о коридоре через территорию республики, соединяющем с Нахичеванью, заявил и.о. вице-премьера Армении Мгер Григорян.
"В рамках работ по разблокированию региональных транспортных связей вопросов в логике коридоров нет. Армения не обсуждала и не будет обсуждать подобные вопросы", – подчеркнул он.
В сложившейся ситуации приутихшая было Анкара вновь стала активничать в вопросах, связанных с карабахским урегулированием. Оно и понятно: ведь по большому счету за 44 дня кровопролитной войны тандем Турция-Азербайджан так и не сумел решить эту задачу. И теперь сверхзадачу по "продавливанию" коридора через суверенную территорию Армении приходится решать другими методами.
Азербайджану в этом плане вновь необходима помощь "старшего брата", который (и это уже очевидно) будет оказывать на Армению серьезное давление всеми доступными средствами, в том числе и с помощью визита Эрдогана в оккупированный Шуши, в трех километрах от которого установлены посты российских миротворцев.