Претензии США к Турции по поводу прав человека – от лукавого
Список взаимных претензий Вашингтона и Анкары продолжает расширяться. Противостояние с сугубо политических рельсов уже давно перешло в область идеологических разногласий. Американские дипломаты и высокопоставленные чиновники обвиняют турецкого президента Реджепа Тайипа Эрдогана практически во всех смертных грехах, в том числе – постоянными нарушениями прав человека, а также норм демократии.
Американцы уже в открытую называют лидера Турции автократом, поддерживают оппозицию и не скрывают своих симпатий к курдским сепаратистам, которых в Анкаре иначе, как террористами, и не называют. Список взаимных претензий действительно обширен и продолжает пополняться.
Однако в чем бы Белый дом ни обвинял своего союзника, будь то жесткие операции турецкой армии против курдских боевых формирований на севере Ирака и в Сирии или же провокации в Восточном Средиземноморье, все эти претензии, по большому счету, – всего лишь прикрытие.
Главное обвинение, выдвигаемое против турок – это сотрудничество с Россией и покупка стратегического вооружения (речь, прежде всего, идет о зенитно-ракетных комплексах С-400), чего американцы никак не могут простить своему натовскому союзнику.
Если бы не это, туркам, можно не сомневаться, простили бы и наглость в Восточном Средиземноморье, и проблемы с Евросоюзом из-за беженцев (фактор, который Анкара использует в качестве рычага давления на европейских партнеров).
Если говорить конкретнее, то Соединенные Штаты не прощают, в первую очередь, те самые 2,5 миллиарда долларов за ЗРК С-400, которые "уплыли" в Москву, вместо того, чтобы поступить на счета американских военных корпораций, изготовляющих зенитно-ракетные комплексы Patriot. По мнению Запада, поставки С-400 в Турцию подрывают основы и принципы Североатлантического альянса.
Сколько бы ни говорили в Вашингтоне о том, что Эрдоган в своей стране нарушает права человека и нормы демократии, все понимают, что причиной разногласий, помимо С-400, стали также проекты строительства атомной станции Аккую и газопровода по дну Черного моря.
Хочет ли Эрдоган "уйти в свободное плавание"?
Сейчас складывается впечатление, что президент Турции хочет выйти из НАТО и поэтому провоцирует еще большую напряженность в отношениях с Соединенными Штатами. Иначе чем еще можно объяснить недавние заявления высокопоставленных турецких чиновников о том, что не исключается вариант закупки российский самолетов Су-35 и Су-57?
Ведь реакция Вашингтона предсказуема, учитывая, что из-за покупки ЗРК С-400 Анкару попросту выкинули из программы истребителей пятого поколения F-35, хотя турки производили более сотни комплектующих для этого самолета.
Здесь можно сделать всего лишь два вывода. Либо Эрдоган затеял очередную геополитическую авантюру, пытаясь показать миру, что он тоже может оказывать давление на своего старшего натовского союзника – США. Либо президент Турции действительно хочет "уйти в свободное плавание", и рамки НАТО для него уже слишком тесны. Ведь есть же у турецкого президента задумка – создать блок (в том числе и военный) тюркоязычных стран и самому возглавить его.
Свидетельством тому служат тесные военные контакты Анкары с Баку и Исламабадом, проявившиеся в дни карабахской войны. А еще можно в качестве подтверждения упомянуть тот факт, что Турция совместно с Пакистаном разрабатывает истребитель пятого поколения. При этом будут использоваться китайские технологии, которыми владеет Исламабад.
А еще в качестве доказательства активной работы Анкары на тюркоязычной политической платформе можно привести тесные контакты с Казахстаном, товарооборот с которым Турция хочет довести до 10 миллиардов долларов в год. Как к идее создания блока тюркоязычных стран, куда могут вступить некоторые члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС), отнесется Москва – это другой вопрос. До реализации этого проекта пока еще, конечно же, далеко.
Возможен ли выход Турции из НАТО?
То, что Анкара целенаправленно разрушает свои контакты с некоторыми натовскими странами (в том числе и с США), – это уже факт, от которого никуда не деться. Сейчас, когда и Евросоюз, и США резко критикуют Турцию за слишком жесткую позицию в курдском вопросе, вдруг выясняется, что турецкая дипломатия способна огрызаться.
Один из примеров – реакция МИД Турции на заявление представителя Госдепа США Неда Прайса о том, что запрос прокуратуры по поводу роспуска прокурдской Партии демократии народов (ПДН) вызывает тревогу, поскольку может привести к дальнейшему подрыву демократии в стране.
"Заявления некоторых стран о ситуации в нашем парламенте не имеют ничего общего с принципами правового государства. Прокуратура обратилась в конституционный суд с запросом о закрытии ПДН из-за ее связей с террористической группировкой РПК (Рабочая партия Курдистана – ред.) и близкими к ней организациями. В этом процессе следует ожидать решения конституционного суда. Делать комментарии относительно продолжающегося дела – значит вмешиваться в правовой процесс" – заявило в ответ внешнеполитическое ведомство Турции.
Выходит, что Вашингтон с Анкарой сошлись в клинче, выхода из которого пока не видно. Однако в сложившейся ситуации Турция нужна США ничуть не меньше, чем США – Турции. Тот факт, что Анкара продолжает контролировать проливы Босфор и Дарданеллы (ворота в Черное море), по части которых у НАТО есть свои антироссийские планы, уже говорит о многом.
Предположение о том, что Вашингтон может отпустить Анкару в "свободное плавание", все еще из жанра фантастики. Турция, скорее всего, просто создает видимость, что не зависит от норм и требований Североатлантического альянса, чтобы добиться максимума преференций в случае, если все-таки придется разворачиваться к натовскому союзнику лицом.