Если же вдруг удастся спровоцировать несколько вооруженных конфликтов, которые миротворцам придется локализовать "по горячим следам", а не играть на опережение, то это действительно может отразиться на доверии, которое сейчас испытывают карабахцы к российским миротворцам. Не эта ли цель у азербайджано-турецкого тандема.
Российские миротворцы в Гадруте вовремя сориентировались и справились
Видимо, отныне и Армении, и Карабаху придется свыкнуться с мыслью о том, что в ближайшие годы жить придется под постоянной угрозой серьезных, военных провокаций с применением оружия со стороны Азербайджана. И "первым звоночком" послужили события в Гадрутском районе Карабаха, где было совершено нападение на села Хин Тагер и Хцаберд.
Изначально нападение было произведено с применением пехоты ВС Азербайджана, в рядах которой (есть такое подозрение), был и турецкий спецназ. Это подтвердил и премьер-министр Армении Пашинян. Затем, когда атака была отброшена усилиями частей Армии самообороны Карабаха, занимавшей в этих селах оборонительные позиции, в ход пошла бронетехника и артиллерия.
В Баку изначально утверждали, что проводили в Гадрутском районе "антитеррористическую операцию". Действия же обороняющихся кадровых частей Армии Обороны Карабаха, конечно же, называли "террористическими вылазками и провокацией". В итоге имеем первое существенное нарушение режима перемирия, которое официально зафиксировали силы миротворческого контингента Российской Федерации, задействованные в операции по осуществлению режима перемирия в Карабахе.
Судя по достаточно скудной информации, поступающей "с места", можно судить о том, что бой на самом деле был нешуточный. Говорят о четырех убитых с азербайджанской стороны и о нескольких раненых – с армянской. В итоге страсти приутихли лишь тогда, когда между воюющими встали вездесущие российские миротворцы.
На самом деле изначально, конечно-же, возникали вопросы касательно того, в чью же зону ответственности попадают армянонаселенные села Хин Тагер и Хцаберд Гадрутского района. На момент подписания документа о прекращении огня по всему периметру карабахско-азербайджанской линии соприкосновения и прибытии российского миротворческого контингента эти села находились под полным контролем Армии Карабаха.
Прибывшие туда и начавшие стрелять, а потом и подогнавшие бронетехнику и артиллерию азербайджанцы, по большому счету и являются инициаторами нарушения режима перемирия. Российским миротворцам удалось успокоить ситуацию и установить там наблюдательный пункт. Поначалу на карте проведения миротворческой операции эти села не находились под контролем российских военных.
Первое серьезное испытание случилось в "серой зоне"
В результате переговоров (а они, судя по продолжительности, были достаточно тяжелыми), российская сторона умудрилась изменить карту своих действий. Точнее, расширила ее, включив армянский эксклав - два села на территории Гадрутского района – под свой "миротворческий зонтик". Тем самым сумела купировать потенциально взрывоопасную ситуацию. Сейчас уже можно сказать, что первое серьезное испытание на прочность контроля над ситуацией в Карабахе российский миротворческий контингент выдержал.
Тем более, что была информация о наличии "на месте" турецкого спецназа, то есть степень взрывоопасности ситуации даже трудно представить. Ведь российские миротворцы могли нос к носу столкнуться с турецкими солдатами.
Однако опасность заключается не только в том, что в какой-то момент, в одной из таких же, так называемых "серых зон", российским миротворцам действительно доведется столкнуться именно с турецкими солдатами. Еще большая опасность заключается в том, что противоположная (азербайджано-турецкая) сторона может пойти на подобную провокацию вполне обдуманно и осознанно.
Ведь на самом деле ни для кого не секрет, что как минимум турецкая сторона осталась весьма недовольной результатами войны, которую сама же и спровоцировала, взорвав ситуацию в регионе. Анкара планировала, что въедет в Карабах (и тем самым в регион), как принято говорить, верхом "на белом коне". Рассчитывала на равных с Россией контролировать и "разруливать" здесь ситуацию.
Не удалось в первую очередь благодаря героизму армянских солдат и добровольцев, продержавшихся не неделю, как планировали операцию по захвату всего Карабаха в Анкаре и Баку, а целых полтора месяца. Хоть и заняли тот самый "пояс безопасности" вокруг территории непризнанной республики, однако в сам Карабах практически пройти не смогли - кроме Гадрута и Шуши.
Именно за это время в Москве и смогли сориентироваться, осознать всю опасность этнических чисток, которыми грозит гражданскому населению Карабаха вторжение на территорию республики турецкой армии. И сейчас в Анкаре и Баку, видимо, кусают локти, что приходится считаться с российским миротворческим контингентом.
Лазейку для провокаций искать будут всегда
И в этом плане можно не сомневаться, что сейчас, в ближайшие несколько лет (речь как минимум о 5 годах) и в Турции, и в Азербайджане будут делать все возможное, чтобы путем вот таких вот провокаций насолить российской миротворческой миссии.
И как бы ни были внимательны к молниеносной смене событий в главном штабе миротворческой миссии, все равно нет-нет, где-нибудь да и может сорваться – регион то не маленький. И двадцать три наблюдательных пункта по всей линии соприкосновения конфликтующих сторон – на самом деле это отнюдь не Бог весть что. При большом желании лазейку для провокации можно найти.
Ведь на кону действительно судьба непризнанной республики, и подорвать тут влияние России в какой-то момент может стать сверхзадачей не только для Турции, но и для Азербайджана.
Тем более что даже в случае с селами Хин Тагер и Хцаберд Гадрутского района, когда угроза была вовремя купирована российской стороной, уже случилось неприятное. Нашлись в Карабахе определенные силы, которые изначально попытались взвалить ответственность за создавшуюся взрывоопасную ситуацию именно на миротворцев, хотя официально села эти тогда не находились в зоне их контроля.
Призвали карабахцев, включая женщин с детьми, собраться в Степанакерте именно у штаба миротворческих сил с требованием разъяснить ситуацию. Видимо, чтобы подобного не случалось, нужны обоюдные четкие подходы – и со стороны командования, и со стороны карабахских властей.