Официальный представитель МИД Ирана Саид Хатибзаде: "У Ирана есть план по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, который также поможет снизить напряженность в сфере безопасности на границе исламской республики"
Ситуация для Ирана не менее опасна, чем для самих конфликтующих сторон
То, что Иран отреагирует на резкое обострение обстановки в зоне карабахского конфликта, предвидеть было несложно. Оно и понятно, любая эскалация ситуации неподалеку от иранской государственной границы вызывает в Тегеране тревогу. Иранцы изначально готовы были реагировать весьма решительно, поскольку для этой страны стабильность по всему периметру границы в нынешней ситуации является необходимым условием для выживания. Ведь не стоит забывать, что Тегеран не застрахован от попыток Вашингтона и Тель-Авива решить иранскую проблему силовыми методами. По крайней мере, в среднесрочной перспективе.
Именно этим и обусловлены заявления иранской стороны, которые зазвучали после возобновления боевых действий в Карабахе. Тем более что за минувшие дни боестолкновений несколько азербайджанских снарядов залетели и взорвались на территории Ирана. Там же упал азербайджанский военный вертолет, сбитый Армией обороны Карабаха.
Сбитый иранскими ПВО азербайджанский беспилотник, залетевший на их территорию, равно как и переброска тяжелой бронетехники КСИР непосредственно к государственной границе – свидетельства того, что Тегеран уже готов резко реагировать на изменение ситуации в Карабахе. Оно и понятно: вероятность волнений в северных районах Ирана с преимущественно тюркоязычным населением, не могут не беспокоить руководство страны.
С другой стороны, понятно, что с бухты-барахты ввязываться в драку, пусть даже происходящую на пороге дома, Иран не будет. Менталитет не тот. Да и иранская дипломатия традиционно предпочитает семь раз отмерить, еще несколько раз взвесить все "за" и "против", и только после этого решиться на какие-то конкретные внешнеполитические шаги. В этом – суть и залог успеха иранской дипломатии, все еще держащейся "на плаву", несмотря на жесточайшее политическое и экономическое давление со стороны Соединенных Штатов. Именно поэтому изначально не стоило обманываться по поводу кажущегося безразличия иранского руководства в связи с возобновлением боевых действий в зоне карабахского конфликта.
Тегеран предлагает "всем сестрам по серьгам"
Лишь на восьмой день боевых действий буквально у самой границы МИД Ирана выступил с официальным заявлением, да еще с таким громким, если не сказать, сенсационным. Официальный представитель иранского внешнеполитического ведомства Саид Хатибзаде сказал дословно следующее: "У Ирана есть план по урегулированию конфликта в Нагорном Карабахе, который также поможет снизить напряженность в области безопасности на границе исламской республики".
Вот так вот, ни много ни мало – "план по урегулированию конфликта". Правда, в своем заявлении иранское внешнеполитическое ведомство, как говорится, раздало "всем сестрам по серьгам". Вопреки недавнему заявлению азербайджанского президента Ильхама Алиева, который "видит" решение проблемы военным путем, Тегеран такой возможности не видит.
А еще иранская дипломатия говорит о том, что в основе плана, который, оказывается, уже разработан, лежит тезис о "территориальной целостности Азербайджана", что, на первый взгляд, никоим образом не устраивает Карабах и Армению. Но если покопаться в недавнем прошлом, то можно вспомнить, что в своих заявлениях и Ереван, и Степанакерт неоднократно заявляли, что до территориальной целостности Азербайджана им нет дела. Ведь Карабах в составе независимого Азербайджана никогда и не был. А за "нулевую отметку" в свое время мировым сообществом были приняты азербайджанские границы 1918 года, когда Карабаха уж точно не было в составе этой страны. Так что если пойдет настоящая "разборка" на международном юридическом уровне, то еще вопрос, "чья возьмет".
Сейчас, правда, отнюдь не до юридических тонкостей, поскольку в зоне конфликта гибнут люди: не только военнослужащие, но и мирные жители. Да и сама ситуация, сложившаяся в результате резких и непредсказуемых шагов Анкары и Баку, настолько опасна для региона, да и для всего мирового сообщества, что необходимо, прежде всего, остановить широкомасштабные военные действия.
С уверенностью можно сказать, что для Ирана, как уже было сказано выше, сложившаяся ситуация представляет угрозу, и понятно, что Тегеран обязательно предпримет активные действия, даже ценой серьезного давления на конфликтующие стороны. Иранцы, как и было сказано в заявлении внешнеполитического ведомства, пытаются смягчить напряженность вблизи своих границ.
Между Ираном и Азербайджаном начался торг?
Практически все эксперты, специалисты по Ирану, отмечают, что никаких подробностей о проекте, который Тегеран намерен предложить сторонам конфликта, пока неизвестно. И удивляться этому не стоит: план составлен пока только на уровне МИД. Однако у специалистов есть свои версии.
К примеру, аналитики считают, что, по крайней мере, глава МИД России Сергей Лавров в курсе этого процесса. Судят, видимо, по тому, что пару дней тому назад министры иностранных дел России и Ирана – Сергей Лавров и Мохаммад Джавад Зариф, созванивались и подробно обсуждали ситуацию на линии соприкосновения в зоне карабахского конфликта.
Еще известно, что в последние дни и Лавров, и Зариф несколько раз созванивались и говорили с главами МИД Армении и Азербайджана – Зограбом Мнацаканяном и Джейхуном Байрамовым. Подробности переговоров, понятное дело, неизвестны, однако можно предположить, что речь шла именно о каких-то реальных шагах по прекращению огня.
Стоит опять же вспомнить совсем недавнее заявление Алиева о том, что военное решение карабахской проблемы все же существует. Скорее всего, Тегеран уже приступил к контактам с Баку для реализации своего плана. Иначе подобная позиция азербайджанского президента может сильно ударить по авторитету Баку на международной арене.
Ведь подобных подходов в последние годы придерживается Турция, которая сейчас отнюдь не в фаворе у международного сообщества. Более того, можно не сомневаться, что за свое поведение на карабахском плацдарме Анкаре еще придется ответить на внешнеполитической арене. В Баку этого не могут не понимать.
Именно поэтому резкое высказывание Алиева, скорее всего, следует рассматривать лишь в рамках логики предварительной подготовки к тому самому процессу, о котором говорит представитель МИД Ирана в своем официальном заявлении, и никак иначе. Во всяком случае, уже понятно, что Тегеран теперь не станет откладывать дела в долгий ящик. Ведь ситуация у его границ реально взрывоопасная.