Президент Франции Эммануэль Макрон выступил с важным заявлением, которая своей однозначность произвела эффект разорвавшейся бомбы. "Мы располагаем точной информацией, которая указывает на то, что сирийские боевики покинули поле боя в Газиантепе (провинция на юге Турции ), чтобы присоединиться к боевым действиям в Карабахе. Это очень серьезно. В ближайшие часы мы обсудим это здесь на саммите", - сказал французский лидер.
Востоковед, заведующий кафедрой иранистики Ереванского государственного университета Вардан Восканян отметил: "На территорию, прилегающую непосредственно к государственной границе Ирана, завезли тех самых наемников из Ближнего Востока, с которыми иранские добровольцы и солдаты вот уже долгие годы воюют на отдаленных подступах к их стране. В сложившейся ситуации Тегеран будет поддерживать позицию армян, хотя бы исходя из собственных, личных геополитических интересов и безопасности".
Для Тегерана недопустимы любые резкие телодвижения вблизи границы ИРИ
Позиция Ирана касательно войны, которую у нее на пороге против Карабаха развязали Турция и Азербайджан, проста как валенок – любое резкое телодвижение для официального Тегерана не просто нежелательно. В сложнейшей геополитической ситуации, в которой оказалась страна (давление США, экономические и внутриполитические проблемы) любые подобные действия вблизи государственной границы Исламской Республики для Тегерана просто недопустимы.
И если Тегеран об этом не заявляет громогласно на внешнеполитических подмостках, это отнюдь не означает, что руководство ИРИ может пустить на самотек то, что творится по всему периметру карабахско-азербайджанской линии соприкосновения. Тем более, если речь идет об активизации основного геополитического соперника – Турции.
Более того, информация о наличии в вооруженном столкновении между Степанакертом и Баку наемников, услуги которых Азербайджану предоставила Турция, заставляет руководство Ирана действительно напрячься. Ведь речь идет о тех самых головорезах-боевиках, с которыми вот уже который год иранские добровольцы воюют не только в Сирии, но и во всех остальных взрывоопасных точках Ближнего Востока.
В реальности, если оставить в стороне идеологическую составляющую, Иран, собственно, потому и финансирует, помогает той же Сирии в войне, что эта страна ведет борьбу против мирового терроризма. Конкретнее - чтобы отбросы "Исламского государства" (ИГ - террористическая организация, запрещенная в РФ и ряде других государств. - ред.) и прочих террористических формирований не смогли подобраться к государственным границам Ирана вплотную.
Анкара с Баку просчитались, когда сделали ставку на террористов-наемников
И тут вдруг в одночасье Тегеран узнает, что ее главный геополитический конкурент - Турция - запускает в южно-кавказский регион целую свору этих самых джихадистов и боевиков террористов. Запускает потому, что изначально для всех было понятно – азербайджанская армия не в состоянии на равных воевать с армией Карабаха. Тому свидетельство – дальняя, в начале девяностых, война, а равно целый ряд вооруженных конфликтов, которые имели место в последние годы и в которых Баку проигрывал по всем параметрам.
Однако самой Анкаре жесткое военное обострение этого годами тлящегося конфликта необходимо как воздух, поскольку в других точках – в той же Ливии, на сирийском плацдарме - турки в последнее время раз за разом терпят сокрушительные поражения как на поле боя, так и на политических подмостках.
Вот и затеяла Анкара эту авантюру с очередным жестким вооруженным противостоянием — с использованием тяжелой бронетехники, ракетных систем залпового огня, крупнокалиберной артиллерии и авиации. И для того, чтобы добиться хоть какого-нибудь превосходства азербайджанской армии над карабахцами на поле боя, турки отправили в поддержку тех самых наемников, услугами которых давно уже пользуются на Ближнем Востоке и на севере Африки.
Однако в Анкаре, видимо, не просчитали очевидного и самого главного — фактор наличия наемников в боях между Карабахом и Азербайджаном очень быстро станет известен мировому сообществу. И "отмазки" руководителей Турции и Азербайджана касательно того, что на карабахских фронтах наемников нет, не сработают, поскольку доказательства налицо.
А также турки не подумали о том, что тема присутствия наемников-террористов может стать поводом для сближения позиций по карабахской проблематике, скажем, между главами стран-сопредседателей Минской группы ОБСЕ — президентами России и Франции Владимиром Путиным и Эммануэлем Макроном. Или же, что это станет конкретной темой для отдельных официальных заявлений внешнеполитических ведомств Российской Федерации и Исламской Республики Иран.
Жестких подходов Тегерана к соседнему Баку отныне не избежать
Как комментирует в своем интервью Sputnik Армения ирановед Вардан Восканян, в данном вопросе подходы Москвы и Тегерана полностью совпали. И это свидетельствует о том, что и Россия, и Иран, и Франция фактически считают присутствие боевиков доказанным фактом. А это меняет весь расклад. Не в пользу Анкары и Баку.
По словам эксперта, молчание Ирана свидетельствует лишь о том, что Тегеран действует в свойственной ему поведенческой манере на внешнеполитической площадке. Тихо, не делая громких заявлений, стараясь взвешивать малейшие свои шаги на внешнеполитической арене, действует исключительно исходя из собственных интересов. А интересы эти в данный период времени практически полностью совпадают с интересами России.
Да и угроза для двух этих стран практически та же самая. Ведь для Москвы присутствие наемников из Ближнего Востока в регионе Южного Кавказа так же опасно, как и для Тегерана. Поскольку те же самые вооруженные отряды бандитов пытаются укрепиться на территориях, которые прилегают к российской государственной границе на Кавказе.
Ну и самый главный фактор, о котором говорит Вардан Восканян. В Тегеране великолепно понимают, что одна из главных целей совместных действий Анкары и Баку на карабахском плацдарме – это стремление отрезать Армению от Ирана. И ожесточенные военные действия, спровоцированные Турцией и Азербайджаном на территориях близ иранской государственной границы свидетельствуют лишь об этом. А это значит, что иранцы будут поддерживать позицию армян хотя бы исходя из собственных геополитических интересов.
Ну и последнее. Иранское руководство понимает, что происходящее по всему периметру карабахско-азербайджанской линии соприкосновения не может не отразиться на внутриполитической ситуации в самом Иране. В северных провинциях ИРИ, где проживает тюркоязычное население, по словам Восканяна, уже работают эмиссары из Анкары и Баку, вербуя желающих заработать "на крови" побольше "апшеронских нефтедолларов".
Это, мягко говоря, не может понравиться иранским спецслужбам. И, думается, достаточно жестких комментариев и подходов Тегерана по отношению к Баку в ближайшее время не избежать.