Премьер-министр Армении Никол Пашинян сообщил, что в стране объявлено военное положение и всеобщая мобилизация из-за возобновления боевых действий в Нагорном Карабахе. Ранее военное положение и мобилизацию объявили власти непризнанной Нагорно-Карабахской республики (НКР). Там утверждают, что утром в воскресенье азербайджанские военные обстреляли населенные пункты непризнанной республики, в том числе его столицу Степанакерт. Есть потери среди гражданского населения.
Стороны, как всегда, обвиняют друг друга. По утверждению Минобороны Азербайджана, первой огонь открыла армянская сторона. В военном ведомстве Армении заявляют, что Карабах подвергся воздушным и ракетным атакам с азербайджанской стороны. Ситуацию специально для «МК» прокомментировал глава Института стран СНГ, первый зампред Комитета Государственной Думы РФ по делам СНГ, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин.
- Константин Федорович, в чем причина нынешнего обострения в Карабахе?
- Причины носят постоянный характер. Азербайджан неоднократно заявлял о своей готовности решать вопрос силой. В течение многих лет Баку испытывает явную тягу к военному реваншу, потому что и народ, и руководство страны уязвлены тем, что война за Карабах в начале 90-х завершилась в пользу армян. После чего началось строительство формально непризнанной, но от этого не менее существующей Нагорно-Карабахской республики. За прошедшие годы руководство Азербайджана наговорило достаточно, чтобы стало понятно: они не закрывают для себя военного пути решения вопроса. Хотя мы прекрасно понимаем, что все посредники – не только РФ, но и другие страны, входящие в Минскую группу по карабахскому урегулированию - Франция, США – против возобновления активных военных действий.
- А какую позицию занимает Турция?
- В последнее время военное сотрудничество между Азербайджаном и Турцией многократно усилилось. Мы только что были свидетелями обострения на армяно-азербайджанской границе, которое позволило Турции и Азербайджану продемонстрировать готовность выступать с солидарных позиций. Турция готова поддерживать Азербайджан во всех его действиях. После истории на границе в Азербайджане были проведены масштабные военные учения. Под предлогом этих учений в Нахичевани были развернуты турецкие вооруженные силы, военная техника. У меня нет уверенности, что дело ограничилось только лишь учениями.
Военный бюджет Азербайджана растет, он непрерывно закупает вооружение. Я считаю, что все это очень опасно. Я думаю, что здесь не должно быть никакой двусмысленности вроде той, которую мы допустили из лучших побуждений в 2016 году, когда публично на официальном уровне не назвали того, кто на самом деле был инициатором «апрельского обострения». Мы тогда приложили усилия к прекращению конфликта, и он прекратился. Как показывает нынешний эпизод, от того, что мы что-то недоговариваем, аппетит той стороны, которая готова пойти на нарушение режима прекращения огня, только увеличивается. Если мы опять будем делать вид, будто не понимаем, кто на самом деле начал эти военные действия, то ни к чему хорошему это не приведет. Сегодня впервые за многие годы обстрелу подвергся Степанакерт. То есть речь идет уже не о столкновении на линии разграничения сторон, а об обстреле столицы НКР и есть жертвы среди мирного населения. Это ни в какие ворота не лезет.