На этот раз высокопоставленные еврочиновники, представляющие страны ЕС в Coreper, "прокололись" на том, что не смогли путем единого голосования добиться санкций против белорусов.
Несколько недель многотысячных протестов и митингов, сотрясавших Беларусь, вроде должны были обеспечить единство мнений в Комитете постоянных представителей государств Евросоюза Coreper. В принципе у еврочиновников высшего эшелона с самого начала не было разногласий в том, что в этой стране жестко подавляются нормы демократии и свободного волеизъявления, и что против белорусских властей следует применить санкции.
При соответствующей обработке информации, поступавшей из Беларуси, а также при воздействии на международное общественное мнение посредством определенных масс-медиа, "натасканных" на нормах и инструментарии цветных революций, все должно было пройти гладко и идеально.
"Есть решительный настрой на самом высшем политическом уровне ЕС ввести санкции против тех, кто несет ответственность за недопустимые репрессии в Беларуси. Процедура проработки санкций продолжается" - сказал журналистам пресс-секретарь главы дипломатии ЕС Жозепа Борреля Петер Стано.
Далее чиновник долго разглагольствовал о том, что "государства-члены ЕС должны глубоко обсудить юридическую мотивацию предлагаемого решения (о принятии санкций – ред.)" и всячески открещивался от информации, поступавшей из закрытых источников, о том, что одна из стран-членов ЕС сознательно блокирует решение по санкциям в отношении Беларуси. Более того, днем в пятницу Петер Стано назвал эту информацию спекуляцией. И только к концу дня выяснилось, что решение не было принято, поскольку его блокировал Кипр.
О перепроверке данных о президентских выборах в Беларуси и речи нет
В действительности подобное решение кипрских дипломатов вполне можно было просчитать. Ведь у этого государства серьезные претензии к Евросоюзу, который никак не "раскачается", чтобы призвать к ответу Турцию и ее президента Эрдогана за нарушение суверенитета и территориальной целостности Кипра. Речь, конечно же, идет об откровенном морском разбое, нарушении суверенных морских границ Кипра турецкой военной эскадрой и кораблями, ищущими нефть и газ на кипрском прибрежном шельфе.
Никосия требует применения серьезных санкций против Анкары из-за ее агрессии в восточной акватории Средиземного моря. А европейские страны, которые, в принципе, едины во мнении о "диктаторе Лукашенко", откровенно избегают темы "диктатора Эрдогана".
А ведь Турция, чьи грубые нарушения международного права уже стали притчей во языцех, действительно достойна "деструктивного воздействия как извне, так и изнутри". Чего нельзя сказать о Беларуси, к которой европейские страны, и в первую очередь непосредственные соседи – Польша и Прибалтийская тройка, – относятся весьма субъективно.
Хотя бы потому, что обвиняют эту страну в грубом нарушении избирательных норм на последних президентских выборах, не имея на то никаких оснований. Это при том, что наблюдателей своих в Беларусь европейцы не отправляли, непосредственно ход выборов не отслеживали. Да и перепроверять цифры, которые представила Центральная избирательная комиссия страны, они, кажется, вовсе не намерены.
А ведь говорить о легитимности (или об отсутствие таковой) можно, исключительно тогда, когда на руках имеются реальные цифры подсчета голосов. А еврочиновники, как известно, основываются исключительно на заявлениях некоего Комитета, о легитимности которого, по большому счету, даже говорить не приходится.
Однако лидеру белорусской оппозиции, которая, по официальным данным, набрала чуть больше десяти процентов на президентских выборах, предлагают выступить с трибуны ООН. При том, что о перепроверке данных о результатах голосования нет и речи. Но список чиновников из Беларуси уже подготовлен, как говорится, сверстан, тогда как о санкциях против Турции европейцы даже не заикаются.
Легче "воевать" с Лукашенко, чем с Эрдоганом
И это при условии, что не так давно турецкий флот дошел до такой наглости, что взял под прицел французский военный корабль. Французы хотели проверить турецкое грузовое судно, направлявшееся в Триполи, на предмет соблюдения оружейного эмбарго в отношении Ливии.
Ни для кого не секрет, что Анкара практически в открытую нарушает нормы этого эмбарго, отправляя в Триполи и военную технику, и кадровых военных, и боевиков из Идлиба и других районов сирийской арены боевых действий. И на этом фоне Евросоюз предпочитает обсуждать и прорабатывать санкции против Беларуси, стараясь не упоминать о тех действиях, к которым прибегает Турция против ряда европейских стран – Греции, Кипра, Франции.
И даже сегодня, в канун запланированного 24-25 сентября саммита глав стран ЕС, больше говорится о том, как поступить с Беларусью, чем об ответе на поползновения Турции. Понятно, что серьезный бой своим европейским компаньонам даст Париж, у которого свои счеты с Анкарой.
Французы, можно сказать, провели неплохую работу, организовав не так давно встречу стран "средиземноморской семерки" и разработав весь список санкций против Турции. Их по идее Евросоюз должен будет принять на предстоящем саммите. Однако пойдет ли на такое противостояние, к примеру, Германия? И одобрят ли такое обострение политического противостояния между натовскими странами Соединенные Штаты?
Ведь и европейцы, и американцы осознают, что жесткие санкции могут заставить Турцию еще больше отстраниться от стран западного блока и обернуться лицом к России, Китаю… Понимают это и Греция с Кипром. Именно поэтому они беспокоятся, что союзники из Евросоюза могут спустить на тормозах проблему с турецкой морской агрессией в восточной акватории Средиземного моря.
А ведь в сложившейся ситуации Евросоюзу куда выгоднее и комфортнее – как геополитически, так и идеологически – "воевать" с Беларусью и Лукашенко, нежели с натовской Турцией и Эрдоганом. Так что ласкающие слух обывателя высокопарные речи о международном праве, юридических нормах и вселенской справедливости не более чем шелуха.