Неотвратимо наступает осень 2020 года, когда истекает срок "иранского оружейного эмбарго". И пятерке стран-участниц "ядерной сделки" с Тегераном следует показать и доказать мировому сообществу, что условия СВПД (Совместного всеобъемлющего плана действий) своей силы не утратили. И это несмотря на изощренную политику двойных стандартов, которой касательно Ирана придерживаются США.
Европейские подписанты Британия, Франция и Германия действительно оказываются в незавидном состоянии. Изначально было понятно, что давление на них со стороны США в данном случае будет беспрецедентно сильным. При этом нынешние геополитические и идеологические реалии таковы, что плестись в фарватере агрессивной американской политики европейцам ну очень не хочется.
Как европейцы отбрыкиваются от заокеанского сюзерена
На самом деле Вашингтон целенаправленно загоняет в тупик своих европейских партнеров - Лондон, Париж и Берлин, попросту принуждая отказаться от ранее достигнутых договоренностей. Вот уже третий год американский президент Дональд Трамп твердит о том, что вслед за США из СВПД должны выйти и Британия с Францией и Германией. Европейские страны всеми правдами и неправдами отбрыкиваются от своего заокеанского сюзерена, делают все возможное, чтобы спасти иранскую "ядерную сделку".
Изворачиваются наподобие ужа на сковороде, изощряются, кто во что горазд, чтобы и под американские жесткие санкции не попасть, и договоренностей с Тегераном не нарушить. Однако, как говорится, сколь веревочке ни виться, все равно наступит "момент истины", когда придется выбирать… И вот он наступил.
Главная проблема в том самом злосчастном эмбарго, которое было подписано параллельно с СВПД в 2015 году сроком на пять лет. Согласно этому оружейному эмбарго, Иран до осени текущего года не имел права ни закупать, ни продавать оружие и вооруженные технологии, не имел права выходить на международный рынок вооружений. Однако всему приходит конец, даже самым жестким санкциям.
И именно сейчас и наступает тот самый "момент истины", согласно которому европейские страны-участницы иранской ядерной сделки будут вынуждены определиться.
И есть всего лишь два варианта дальнейшего развития событий, связанных с Совместным всеобъемлющим планом действий. Либо европейцы находят в себе силу воли и мужество отстоять свои позиции перед союзником – американцами. И в этом случае есть надежда, что сделка будет спасена. Либо они не выдержат заокеанского давления, "сломаются". И тогда Тегеран будет считать себя освобожденным от всех обязательств, связанных с СВПД, и получит право при желании возобновить разработки, связанные с созданием собственного ядерного оружия.
Это, пожалуй, самый нежелательный для Европы исход противостояния между Ираном и Соединенными Штатами Америки. И к подобному исходу порой исподтишка, а порой и в открытую, целенаправленно подводит (а может – подталкивает) своих ближайших союзников Вашингтон. Европейцы в данном раскладе действительно оказываются загнанными в угол.
Когда госсекретарь Соединенных Штатов откровенно лукавит
В Европе сознают, что опасность овладения Тегераном ядерным оружием в первую очередь касается их. И, по большому счету, отнюдь не угрожает Соединенным Штатам, которых могут волновать лишь межконтинентальные баллистические ракеты с дальностью полета свыше семи тысяч миль. Такими ракетами Иран, при всех своих успехах в сфере баллистических разработок, не обладает.
Однако ракеты с дальностью полета порядка трех тысяч миль у Тегерана есть, и именно это волнует европейцев. Собственно и на подписание СВПД они в свое время пошли, исходя именно из этих соображений.
Однако сейчас для европейских столиц складывается патовая ситуация, выход из которой обязывает их или не послушаться американцев (что для них чревато), либо они поступают по-джентльменски, отстаивают позиции Тегерана и снимают оружейное эмбарго – и тогда вдрызг разругаются с заокеанским союзником. Либо же европейцы продлевают это эмбарго – и тогда застревают в тупике геополитических разборок с Ираном, до которого рукой падать. Не зря на днях именно это обстоятельство – близость к европейским границам – как фактор нового вектора геополитики ЕС отметила канцлер Германии Ангела Меркель.
Правда, говорила она, нынешние реалии таковы, что Евросоюз должен налаживать нормальные отношения с Россией, которая оказывает серьезное влияние на ближневосточные процессы. Однако сказанное канцлером следует понимать так, что близость к европейским границам – это вообще один из решающих факторов.
Понятно, что в сложившейся ситуации Вашингтон сделает все возможное (а то и невозможное), чтобы склонить европейских союзников на свою сторону. Дело дошло до того, что на днях госсекретарь США Майк Помпео выложил в аккаунте Twitter карту, где обозначил диаметры поражения истребителей J-10 (Китай) и Су-30 (Россия), которые может приобрести Иран, как только истечет время действия оружейного эмбарго.
Согласно расчетам руководителя американского Госдепа, в зону поражения самолетов российского производства попадает чуть ли не вся Европа – Италия, Германия, берега Швеции и часть Финляндии. Крепко пугает европейских коллег, однако откровенно лукавит, поскольку отсчитывает дальность полета лишь в один конец. А ведь нужно считать в два конца – то есть половину…
Когда Госдеп стращает не только Европу, но и Россию с Китаем
Вообще сейчас на политическом плацдарме ирано-американского противостояния Соединенные Штаты ведут себя на редкость агрессивно. Видимо, для американцев тоже наступает тот самый "момент истины", который покажет всему миру, что, несмотря на сумятицу предстоящих президентских выборов, коронавирусную пандемию и афроамериканский апокалипсис, они все еще в состоянии диктовать всему миру условия.
Скорее всего, именно этим и обусловлено, что дипломатия Соединенных Штатов хотя и действует достаточно топорно, однако придерживается свойственных ей правил. Нормативы эти – передергивание фактов и оценок событий, откровенно провокационные заявления и нежелание слушать и слышать оппонентов, их доводы и объяснения.
Госдеп откровенно передергивает факты, когда стращает европейцев, да и все мировое сообщество, что не будь эмбарго – и Иран наводнит современным вооружением террористические организации по всему ближневосточному региону. А ведь на самом деле до сих пор целые склады оружия именно американского производства обнаруживаются в Сирии.
Они вскрываются при освобождении населенных пунктов, которые годами под своим контролем держали террористические организации типа "Исламского государства" или "Джебхат ан-Нусра" (запрещенные в России и целом ряде стран). И после этого дипломаты из Соединенных Штатов рассчитывают напугать мировое сообщество тем, что Тегеран будет вооружать террористические организации? Как-то даже не смешно, а очень даже грустно.
А еще представители американского Госдепа затеяли пугать Россию и Китай, которые вполне четко и однозначно выступают за снятие военного эмбарго (согласно договоренностям, достигнутым в рамках СВПД).
Резко активизировавшийся в последнее время специальный представитель США по Ирану Брайан Хук на днях говорил, что Москва и Пекин подвергнутся сильнейшей изоляции в Совбезе ООН, если будут выступать с попытками блокировать продление оружейного эмбарго Ирана. "Разрыв между этими странами и мировым сообществом увеличится", - утверждает Хук.
Хотя практически все понимают, что продление оружейного эмбарго на самом деле увеличит пропасть именно между самими Соединенными Штатами и всеми остальными участниками иранской "ядерной" сделки.