Франция, кажется, тоже меняет точку опоры в новой мировой геополитике. Во всяком случае давнее приглашение Путина посетить Москву, как оказалось, не утратило актуальности для Макрона.
Пандемия и афроамериканский апокалипсис спровоцировали резкие телодвижения США
Процессы, происходящие в Европе, в действительности вполне можно было предвидеть и спрогнозировать. Перераспределения сфер влияния Соединенных Штатов (а отнюдь не их сокращение, как это может показаться) следовало ожидать давно, с того момента, как президентское кресло в Белом доме занял Дональд Трамп. Причем лидеров ведущих европейских стран изначально пугали сулящие драматичное развитие событий намерения, с которыми пришел к власти новый американский президент.
Следующие три года европейские политики старательно скрывали свои опасения и страхи. Все надеялись, что неопытный в глобальной геополитике американский лидер в итоге вернется на прежний, проторенный предшественниками путь. И кардинальные изменения, которые декларировал Трамп, останутся лишь на бумаге.
В принципе, если бы не коронавирусная пандемия и захлестнувший США афроамериканский апокалипсис, смешавший все карты действующего президента в предвыборном раскладе, то надежды европейских национальных лидеров, скорее всего, оправдались бы. Трамп уверенно шел к своему второму президентскому сроку и сейчас по меньшей мере не решился бы на резкие телодвижения во взаимоотношениях со своими традиционными европейскими союзниками.
США продолжали бы декларировать свою роль мирового гегемона, в тени которого так уютно жилось лидерам Евросоюза и их сателлитам. Собственно, ведущие европейские страны вполне устраивала роль сателлита заокеанского патрона.
Тяжкое бремя в нелегком деле "навязывания всему миру своей воли" Соединенные Штаты взвалили на свои плечи давно. И европейским лидерам в этом плане оставалось лишь поддакивать гегемону на идеологических и политических подмостках. А еще требовалось попросту номинально участвовать в каких-то конкретных военных операциях, в которых интерес Европы состоял лишь в том, чтобы они (операции) проводились либо где-то на "периферии", либо неподалеку от их границ.
Все остальные расходы - финансовые, ресурсные и даже моральные и идеологические - американцы брали на себя. Ведь поддерживать роль гегемона – удовольствие отнюдь не из дешевых. И кто знает, сколько бы еще длился этой своеобразный симбиоз между Соединенными Штатами и Евросоюзом, если бы не Трамп.
Войны не будет, знает Трамп, и старается обойтись "малой кровью"
Нестандарто думающему и действующему американскому лидеру сложившаяся ситуация не нравилась изначально. И первые же заявления Трампа о стремлении вывести американские войска из горячих точек (Афганистан, Сирия, Ирак) насторожили европейских партнеров. Так что в глобальном аспекте все началось отнюдь не из-за пандемии и афроамериканских беспорядков.
Все началось гораздо раньше, с первых же дней правления американского лидера со вздорным характером, относящегося к политике как к собственному бизнесу. Другое дело, что процессы, о которых говорил Трамп, скорее всего, растянулись бы еще на один президентский срок. А в том, что он останется на второй срок, Трамп до пандемии и начавшихся беспорядков был практически уверен.
В любом случае вывод американских (или, в ряде случаев, натовских) войск был предопределен. И дело было всего лишь в сроках, о которых подумывали в последние годы европейские лидеры. Другое дело, что они не ожидали вывода американских сил (ну или частичной передислокации) с территории ведущих европейских стран.
Видимо, именно этим и обусловлено недавнее заявление премьер-министра Германии Ангелы Меркель о том, что сейчас всем (и в первую очередь европейцам) придется привыкать к мысли, что отныне придется жить в условиях, когда США уже не мировой гегемон. Понятно, что мысли эти у нее были давно, однако озвучила их после того, как Соединенные Штаты официально заявили и подтвердили, что из Германии выводят часть своих (на самом деле со времен Второй Мировой - оккупационных) войск.
На самом деле понятно, что вывод нескольких тысяч "штыков" с территории ФРГ отнюдь не означает, что США так легко согласятся уступить кому-то столь важную и ответственную зону влияния. Ведь на самом деле часть выводимых войск (кажется, две тысячи из девяти с половиной) попросту передислоцируются с немецкой на польскую территорию.
А это может означать лишь одно – американский лидер прекрасно понимает, что военных действий против "российской угрозы" на европейской территории в обозримом будущем не ожидается. А для сохранения зоны влияние гораздо выгоднее и дешевле держать две тысячи солдат в Польше, чем десятки тысяч – в Германии. И к гипотетическому противнику (России) ближе, и американцам, в отличие от Германии, там будут рады.
Вашингтон "нащупал кнопку" давления на Париж, и Макрон едет в Москву
А самое главное - Берлин до сих пор не смирился с мыслью о ежегодной выплате пусть даже двух процентов своего ВВП в общий натовский котел. Тогда как Варшава уже платит, да и за прибавление двух тысяч американских солдат к уже имеющемуся гарнизону она согласна доплачивать. Так что Трамп одним выстрелом убивает сразу нескольких зайцев.
И главное – никто не может обвинить его в том, что он теряет свое влияние на территории важнейшего союзника – Европы. Наоборот, он усиливает его, помогает тем странам ЕС, где к Соединенным Штатам относятся гораздо лояльнее, чем в Германии. С другой стороны (для Трампа немаловажно), он экономит серьезные деньги американских налогоплательщиков, и фактор этот, скорее всего, еще будет разыгран во время предвыборных выступлений.
Что касается второго европейского лидера – Франции, то у нее проблем отнюдь не меньше, хотя и войск американских на своей территории она не держит, следовательно, опасаться ей нечего. Однако перенос американцами центра зоны европейского влияния с ведущих и передовых стран ЕС на менее "продвинутые" (что дешевле обходится), не может не тревожить Париж. Придется пересмотреть и переосмыслить некоторые устоявшиеся принципы, а для политиков это всегда сложно и неуютно.
Тем более, что и для давления на Париж у Трампа есть "кнопка". Имя этой "кнопки" - Турция, которая в последнее время резко активизировалась на ливийском военно-политическом плацдарме. И действует Анкара настолько нагло, что очевидно: получено "добро" от натовского союзника Вашингтона.
Проблем, связанных с Ливией в Париже боятся больше всего, и инициатива Макрона встретиться (хотя бы в видео-формате) с Путиным – тому подтверждение. Интересная деталь. Либерально - демократические (и западные, и российские) масс-медиа в публикациях о переговорах между лидерами России и Франции все время напирают на то, что Путин пригласил Макрона.
На самом деле диалог выглядел так: "…я хотел бы воспользоваться твоим предложением и приехать с официальным визитом в Россию, для того чтобы мы могли провести больше времени за совместным разговором. И я просто хотел бы к вам приехать". Напоминаю, предложение Путина было на парад, от которого Макрон в конечном итоге отказался, сославшись на коронавирус. Мелочь, наверное, но в политике такого уровня мелочей не бывает.