На деле же главный фактор конфликта – позиция США, но об этом стараются не говорить. Именно Вашингтон дает Анкаре "добро" на активность на ливийском плацдарме вопреки интересам и мнению европейцев. У самих американцев пока руки не доходят до Средиземноморья (предвыборная гонка, пандемия, афроамериканские страсти на континенте). В этом плане Турция – идеальный вариант, чтобы держать ситуацию в Ливии "подогретой"…
Заокеанский "заводила" держит на коротком поводке всех натовцев
Говоря в свое время о "смерти мозга" НАТО, Макрон имел в виду одно, но весьма существенное обстоятельство. Дело в том, что Североатлантический альянс, в котором "тусуются" самые развитые европейские страны и их приспешники, давно уже трансформировался из военного инструмента в геополитический. И управляет этим инструментом только один из членов блока – Соединенные Штаты. На самом деле в этом нет ничего удивительного, ведь, как известно, кто платит, тот и заказывает музыку.
А платит за содержание самого большого в истории человечества военно-политического блока именно Вашингтон. Вот он и оставляет за собой право использовать этот инструмент исключительно в собственных геополитических целях. Например, в том же Средиземноморье, или же на Ближнем Востоке.
В итоге получается, что остальные члены альянса вынуждены координировать действия не напрямую между собой, а исключительно через заокеанского патрона. И уже там, в Вашингтоне, позиция каждой из стран-членов НАТО, равно как и информация, поступающая от них, проходит жесткую цензуру. А цензура эта, конечно же, сообразуется исключительно с интересами Соединенных Штатов.
В общем-то получается следующее: американцы держат всех остальных членов альянса, образно говоря, на коротком поводке, руководят действиями военного блока исключительно с учетом собственных геополитических интересов. И вовсе не обязательно, чтобы эти интересы совпадали с предпочтениями остальных членов НАТО. Именно такая ситуация складывается сейчас между ведущими членами альянса Францией и Турцией.
И жесткое противостояние Парижа и Анкары, оборачивающееся настоящим региональным кризисом в восточной части Средиземноморья, неподалеку от ливийских берегов, является свидетельством того, что Соединенные Штаты весьма выборочно относятся к тому, кого из натовских союзников поддерживать в том или ином геополитическом конфликте.
Недавний "наезд" на НАТО французского лидера Макрона свидетельствует как раз о том, что альянс, пляшущий под дудку заокеанского "заводилы", уже в открытую поддерживает Турцию. Хотя и знает о весьма серьезных претензиях ряда европейских стран, связанных с позицией Анкары. Речь об откровенном (практически открытом) нарушении эмбарго на поставки вооружения в Ливию.
На слова Макрона о "смерти мозга" турки ответили "помутнением рассудка"
Интересно, что противостояние французского фрегата "Курбье" с турецкой эскадрой, имевшее место на днях в Средиземном море, отнюдь не вызвало каких-то резких движений со стороны натовского руководства. А ведь там ситуация действительно чуть не вышла из-под контроля и не вылилась в настоящую морскую баталию. Ведь французская сторона в открытую обвинила турецких коллег в том, что те радарами сразу трех кораблей осветили ее фрегат.
Анкара, правда, этот факт отрицает. Руководство НАТО в сложившейся ситуации повело себя несколько странно. Оно начало юлить, стараясь не задеть турок, хотя изначально было известно, что конфликт разгорелся именно из-за турецкой эскадры.
Она попросту отказалась подчиниться требованию французских моряков о досмотре трюмов транспортного судна, направлявшегося к берегам Ливии. А ведь французский фрегат "Курбье" выполняет в Средиземноморье вполне конкретную задачу, поставленную руководством НАТО. Французские моряки должны проверять на предмет наличия вооружения все грузовые корабли, плывущие к ливийским портам. Операция эта под кодовым названием Sea Guardian осуществляется силами Североатлантического альянса.
И тут такой казус: мало того, что турецкая эскадра облучила французов радарами, которые применяются в качестве наведения ракет на цели, так еще и руководство НАТО старается сгладить ситуацию, вот уже неделю говоря о предстоящем расследовании.
Это-то и вывело из себя французского президента Макрона, вновь вспомнившего о своем недавнем громком заявлении о "смерти мозга" НАТО. Если взрывоопасная ситуация, сложившаяся в Средиземном море, становится темой для расследования, значит, координация деятельности натовских структур оставляет желать лучшего. Ведь о нарушении Турцией оружейного эмбарго касательно Ливии знают все без исключения члены НАТО.
Очевидно, что руководство Североатлантического альянса попросту старается "погасить" скандал и не обвинять Турцию, хотя ее вина в конфликте с французским кораблем очевидна. Причина подобного подхода натовского руководства в принципе тоже очевидна. Оно вопреки европейским странам, выполняет приказы, поступающие из-за океана. Видимо, именно этой поддержкой можно объяснить ответ Анкары, объяснившей позицию Макрона "помутнением рассудка".
Очевидно, что в Ливии Анкаре развязал руки Вашингтон
В целом ряд недавних заявлений генерального секретаря НАТО Йена Столтенберга о ситуации вокруг Ливии не оставляет места для двойного толкования позиции альянса. Высокопоставленный натовский чиновник, откровенно "занижая" роль Анкары в деле поставок в Ливию оружия и боевиков-террористов, почему-то постоянно выдвигает на первый план Россию, обвиняя ее во всем том, что на самом деле делают на североафриканском плацдарме турки.
Столтенберг все время говорит о российском вмешательстве в ливийское противостояние между силами Сараджа и армией Хафтара, при этом он до сих пор не представил мировому сообществу ни одного мало-мальски конкретного доказательства. Наоборот, Кремль постоянно заявляет о равных взаимоотношениях и с ПНС (Правительством национального согласия Сараджа), и с ЛНА (Ливийской народной армией Хафтара).
А доказательств того, что Анкара поставляет на ливийский плацдарм и тяжелую технику с артиллерией (уже несколько сотен единиц), и боевиков (порядка десяти тысяч штыков) – более чем достаточно. Но Столтенберг старается этого не замечать. Единственное, чего на сегодня добилась Франция, требующая предметно наказать Турцию за агрессивное поведение в Средиземноморье – это признание руководства НАТО наличия разногласий между членами альянса по Ливии. Только и всего.
Зато Столтенберг долго рассуждает о том, что именно присутствие России дестабилизирует ситуацию на ливийском направлении. Однако споры тут ни к чему: очевидно, что из-за спины руководителей НАТО торчат уши заокеанского патрона.
Стоит лишь вспомнить, когда именно турецкие войска начали неприкрыто проводить в Ливии одну военную операцию за другой. Сразу же после последнего разговора между американским президентом Трампом и его турецким коллегой. Именно тогда Эрдоган заявил о конкретной договоренности по Ливии. И на следующий же день армия Сараджа при поддержке турецких войск и боевиков, переброшенных Анкарой из Сирии, начала наступление.
Видимо, американцам сейчас не до североафриканских проблем, поскольку в самих США – предвыборная кампания, а еще афроамериканский "апокалипсис". Вот и решили в Вашингтоне, что пока суд да дело, Эрдоган будет обострять ситуацию в Ливии, а там и американцы со своими проблемами разберутся и займутся Средиземноморьем. Вот НАТО и старается.