Иран, преодолев кризисный период, делает серьезные выпады в адрес своего идеологического противника – Соединенных Штатов. И в случае с нефтью, направляемой в помощь Венесуэле, Тегеран, кажется, смог сломить сопротивление американцев – танкеры уже начали поступать в венесуэльские порты.
"Санкционные лазейки" американцев не понадобились – Иран и без них справился
Символично, что иранские танкеры с топливом для Венесуэлы начали прибывать в порты этой латиноамериканской страны тогда, когда по всему «коронавирусно-пандемийная» истерия потихоньку стала сходить на нет практически во всех странах мира. Все, включая сильно пострадавших, начали понимать, что от COVID- 19 не избавятся еще долго. Так долго, что экономика даже самых развитых европейских государств может треснуть и разойтись по швам.
И повсеместные послабления карантинных мер и запретов объясняются именно небывалыми экономическими потерями, а также "зашкаливающим" уроном от геополитического "ничегонеделанья", на которое были обречены самые активные на политической арене государства.
Иран, который одним из первых принял мощный удар пандемии, в этом плане может быть примером для остальных. Примером в том смысле, что был вынужден противодействовать заразе в условиях жестких санкций со стороны США. В условиях, когда был лишен возможности закупать за границей необходимые фармацевтические препараты и медицинское оборудование.
Причем не действовала даже лазейка, которую в сложившейся ситуации оставили американцы, неоднократно заявляя, что лекарственные препараты и медоборудование, необходимые для борьбы с коронавирусом, под санкции не попадают. Вопреки этому, европейские поставщики (основные партнеры Ирана в этой сфере), вероятно опасаясь каких-либо конкретных последствий, все же пытались избежать любых торговых контактов со страной, которую американцы пытаются превратить в изгоя на международной политической арене. И даже в этой ситуации Тегеран смог выстоять, справиться со смертельной заразой.
Во всяком случае, судя по официальной статистике и по заявлениям должностных лиц, эпидемия действительно идет на убыль. Накануне страна зафиксировала минимальное количество смертей за сутки.
Не помогает даже давление на Анкару – турки пока не ремонтируют газопровод
За день до этого в телефонном разговоре со своим турецким коллегой Эрдоганом Рухани высказал готовность открыть сухопутные и воздушные границы с Турцией. Правда, тут для иранцев существует определенный риск, поскольку Турция все еще не прошла пиковую стадию. Свидетельствует об этом хотя бы то, что Анкара не отменила, а наоборот, ужесточила карантинные меры на период исламского праздника Ураза-Байрам, который отмечается в последние дни Рамадана.
Подавляющее большинство людей сидит дома, а кладбища разрешено посещать лишь родственникам солдат, погибших в боях с террористическими организациями и курдскими боевыми формированиями. И то исключительно на автомобилях, которые предоставляют администрации районов.
Но даже в этих условиях иранцы согласны открыть границы, поскольку дальнейший жесткий карантин может обернуться для экономики страны уже непредсказуемыми последствиями. Тем более, что сейчас Тегеран лишен даже той малой толики финансовых средств, которые могли бы поступать из Турции за газ, поставляемый Ираном. Ведь турки до сих пор не отремонтировали взорванный смертницей 31 марта в районе турецко-иранского пограничного перехода Базерган со стороны Турции газопровод.
"Получивший повреждения газопровод до сих пор не отремонтирован, в то время как на его ремонт необходимо всего несколько дней", - сказал министр нефти Ирана Бижан Зангане. Однако у Турции, видимо, в данный момент есть другие проблемы.
Если судить по тому, что за последние месяцы резко сократились также и поставки голубого топлива из России и Азербайджана, то следует понимать, что турецкая экономика пока не справилась с последствиями коронавирусной пандемии. Предприятия и производственные мощности простаивают, газ не нужен.
И даже достаточно жесткие заявления главы МВД Ирана Рахмани Фазли о том, что именно с турецкой стороны надо бы огородить границу от вылазок террористических формирований, не помогли. Газопровод все рано не восстановлен, и даже работы пока еще не начались.
Реальная вооруженная "заваруха" с Ираном Трампу отнюдь не улыбается
Но и это не останавливает Тегеран. Президент Рухани уже заявил, что "удаленка" для государственных чиновников и госслужащих завершается тридцатого мая. С этого дня все выходят на работу в нормальном режиме. С воскресенья уже каждый день на шесть часов будут открываться культовые сооружения и мечети, а с 26 мая в Иране возобновят работу музеи, достопримечательности, объекты культуры.
Словом, официальный Тегеран надеется, что самое страшное уже позади, и такого огромного количества летальных исходов больше не будет.
Что касается МИД Ирана, то к нормальному рабочему режиму ведомство вернулось еще раньше. Да и вообще, Иран начал действовать в режиме активного противостояния внешнеполитическим угрозам, в первую очередь со стороны Соединенных Штатов. Случай с танкерами, направляющими иранскую нефть в Венесуэлу, в этом плане стал показательным. Ведь в ответ на потуги администрации Трампа как-то помешать этим поставкам жестко, можно даже сказать, хлестко выступил сам иранский президент Рухани.
"Если нашим танкерам, как в Карибском море, так и в какой-либо другой точке мира, американцами будут созданы какие-то трудности, то и им (США) в свою очередь, придется столкнуться с проблемами", - заявил он.
Видимо, иранский президент имел в виду возможности своей страны в случае необходимости закупорить "бутылочное горлышко" Ормузского пролива для всех (в том числе и американских) танкеров, везущих нефть из той же Саудовской Аравии. Американцы угрозу, видимо, оценили и прониклись. Очевидно, свою роль сыграло также и то, что в преддверие президентских выборов Трампу вовсе не улыбалось затеять с Ираном реальное вооруженное противостояние.
Своих проблем – воз и маленькая тележка. И Трамп отступил, а танкеры поступили в порты заказчика. Иран продемонстрировал умение противостоять американским санкциям даже в тяжелейшей эпидемиологической ситуации.