С чем связан такой резкий рост количества больных коронавирусом в мае? Справится ли система здравоохранения Армении с таким большим количеством больных, как прогнозирует премьер-министр Армении Никол Пашинян? Есть ли ресурсы у властей и населения Армении для ещё одного месяца изоляции, если резкий рост количества больных заставит власти пойти на новое «закрытие» экономики? На эти и другие вопросы ИАЦ VERELQ ответил полотолог Грант Микаелян.
Как вы прокомментируете действия властей по предотвращению распространения коронавируса? С чем связан такой резкий рост количества больных в мае?
Рост числа больных в мае связан с тем, что ещё в начале апреля началось постепенное смягчение карантина явочным порядком. Все расчеты показывают, что это началось 6 апреля и одновременно ускорился рост распространения болезни. Началась вторая волна, которая маскировалась тем, что выздоравливали заболевшие в ходе первой̆ волны. Но потом она набрала ход, поскольку таково свойство экспоненты.
Премьер-министр не исключил 10 тысяч больных коронавирусом к концу мая и 20 тысяч к середине июня. Справится ли система здравоохранения Армении с таким количеством больных?
Речь надо вести о зарегистрированных больных. Уже сейчас система перестает справляться и цифры все меньше отражают реальность. 370 врачей больны, начали призывать к службе врачей̆ в возрасте более 65 лет, спортивный̆ комплекс готовят к использованию. Налицо все признаки, что система перестает справляться и перестанет справляться в ближайшие 10 дней̆.
Что касается числа инфицированных, то это число я оцениваю в 25 000, из которых 7 000 ещё находятся в инкубационном периоде, еще 6 000 уже выздоровели. Остальные - заразны: 7 000 также скоро пополнят это число, и будет эпидемиологический̆ взрыв в июне.
Как эта ситуация скажется на экономике? Насколько на этом фоне реалистичен прогноз правительства минус два процента от ВВП по итогам года?
Эта ситуация очень плохо сказывается на экономике. Власти считают, что карантин бьет по экономике, но по экономике в действительности бьет пандемия. Я также считал, что спад будет умеренным, но сейчас мы видим, что вероятность более глубокого спада растет. Если брать в расчет чисто экономические обстоятельства, то глубина спада была бы небольшой̆. Но учет эпидемиологической̆ ситуации, учет прогрессирующего снижения качества управления, рост напряженности в Карабахском вопросе и отложенные эффекты для экономики создают новые риски. Поэтому я воздержусь от каких бы то ни было прогнозов. Скажу лишь одно: Армении ни в коем случае нельзя тратить накопленные в прошлом резервы ЦБ на поддержку драма. Они ещё очень понадобятся в 2020 и 2021 гг. для совсем других вещей.
Приведёт ли резкий рост количества больных к новому «закрытию» экономики и жёстким мерам изоляции? И есть ли ресурсы у властей и населения для ещё одного месяца изоляции?
Что касается ресурсов для изоляции, то здесь конечно с экономической̆ точки зрения может быть довольно много проблем. Но новую изоляцию я бы не исключал. Вопрос в том, каков "болевой порог" общества? У нас уже около 100 зарегистрированных погибших (включая погибших от коронавируса и с коронавирусом). Учитывая резкий̆ рост заболеваемости, резко вырастет и это число. Власти нужно уже сейчас принимать решение о том, что делать если это число достигнет 200, 500 или 1000. И в какой̆-то момент мы придем к ситуации, когда даже месяца будет недостаточно.
Какими политическими последствиями чревата нынешняя ситуация?
Есть внутриполитические и внешнеполитические риски. Мы видим хаотизацию работы бюрократического аппарата, силовых ведомств и политической̆ власти. Особенно стоит обратить внимание на ситуацию с полицией̆ и на многочисленные отставки во власти в последние дни. Это уже показывает некоторые рамки, в которых ситуация может выйти из-под контроля. Уже сейчас власти необходимо учитывать эти риски и систематизировать управление, полностью оставив в стороне менее значительные вопросы, в том числе внутриполитические дрязги, до лучших времен.