В нынешнем раунде идеологического противостояния Соединенные Штаты потерпели сокрушительное поражение от Китая. В дни пандемии выяснилось, что помощь, оказанная вовремя, значит больше, чем готовность предоставить ее хоть в десятикратном размере, но уже с опозданием.
Сценарии американских политиков в духе бестселлеров Тома Клэнси
На фоне нынешней пандемии идеологическое противостояние между Китаем и Соединенными Штатами, в принципе, можно было предсказать. Однако реалии превзошли самые смелые аналитические предположения. Жесткость противоборства двух крупнейших экономик мира способна удивить даже экспертов, которые, казалось бы, привыкли ко всему, что случается на международных политических подмостках.
Безапелляционные заявления американского руководства, которые поддерживаются целым рядом авторитетных издательств, действительно способны поразить, а уж конспирологией от позиции Вашингтона попахивает даже за версту.
Чего стоит одно лишь утверждение госсекретаря США Майка Помпео о вине китайских ученых в распространении COVID-19 по всему миру. По его словам, неопровержимым доказательством тому служит то обстоятельство, что в Ухане одна из биолабораторий находится неподалеку от рынка морепродуктов. По версии Помпео, именно на этом рынке побывал один из работников лаборатории, который первым и подхватил коронавирус.
Правда, американская сторона вовсе не утверждает, что COVID-19 был создан искусственно и умышленно. По ее мнению, китайцы всего лишь работали с коронавирусом, чтобы доказать превосходство своих вирусологов над американскими.
Помимо этого, США обвиняют руководство Китая в том, что, зная о возможности передачи заразы от человека к человеку, оно долгое время (целую неделю) скрывало это. Даже после вспышки коронавируса, когда сам Ухань закрыли на карантин, на протяжении нескольких дней власти не запрещали международные авиаперевозки в местном аэропорту.
Уже понятно, что американцы раскручивают целое расследование с привлечением своих спецслужб, работу которых будут курировать структуры Сената.
Сюжет покруче, чем, скажем, в политических бестселлерах небезызвестного писателя Тома Клэнси. И все это на фоне страшной пандемии, каждый день уносящей тысячи и тысячи жизней по всему миру.
США утрачивают роль мирового гегемона
Следует понимать, что пандемия коронавируса – это все же не Вторая мировая война. И таких геополитических последствий, какие были в 1945-м, на сей раз не будет. С другой стороны, уже понятно, что COVID-19 существенно перетряхнет все нормы, на которых доселе зиждилась международная политика. Мир отныне не будет таким, каким он был до пандемии, и это понимают все.
Отвоевывать свое собственное место под солнцем в завтрашнем мире американцы начали, не дожидаясь, пока человечество справится с заразой, которая расползлась уже по всей планете. В Вашингтоне, как нигде, понимают, что свою роль мирового гегемона в нынешней ситуации они утрачивают навсегда.
Однако принципы и подходы американской политики вовсе не предполагают, что власти будут молча смотреть и дожидаться, когда вожжи управления миром перехватят, скажем, Китай и Россия. Соединенные Штаты и без того уже за месяц пандемии умудрились частично потерять свое влияние на Европу.
Подход американцев понятен: они сначала решили запереться от всего мира, минимизировать как человеческие, так и экономические потери. Полагали, что о недовольстве европейских союзников подумают потом, когда те поймут, что американцы бросили их на произвол судьбы в самый трудный момент.
Американцы были уверены, что обиду европейцев удастся завалить финансами. Но в этот раз все пошло не так, как планировалось. Оказалось, мир уже не тот, что прежде, и даже ближайшие союзники-европейцы не намерены терять время и человеческие ресурсы. Не намерены ждать, когда заокеанские партнеры разберутся с заразой у себя дома и только потом обратят свой взгляд на Европу. Тем более, что самим американцам у себя дома не удалось с ходу разобраться с инфекцией: американская система здравоохранения (собственно, как и европейская) оказалась не готовой к подобным испытаниям.
Помощь Европе без задней мысли
Наоборот, российская система здравоохранения, в которой все еще много элементов, доставшихся в наследство от бывшего Советского Союза, и современная китайская медицина очень даже приспособлены к подобного рода вызовам. Именно благодаря своей инфраструктуре Китай смог блестяще выдержать испытание, накопить опыт в борьбе с COVID-19 и кинуться на помощь Европе.
Той же Италии помогли китайские и российские врачи, а также кубинские специалисты, и сделали это вовсе не из геополитических соображений, а что называется без задней мысли.
Та самая "задняя мысль" (усиление влияния в Европе) – всего лишь вторичный результат вмешательства России и Китая в судьбу некоторых европейских стран. Первичной была идеология, которая непривычна и невыгодна Соединенным Штатам, а именно: здравоохранение и человеческая жизнь не могут быть предметом торга.
Цивилизационный принцип взаимопомощи в ситуациях, подобных пандемии, не позволяет взвешивать на политических весах целесообразность гуманитарных шагов. Жизнь людей стоит дороже политических выгод, которые можно извлечь из геополитического противостояния.
В общем, нынешнюю партию США со своим главным союзником – Евросоюзом – проиграли не потому, что Россия или Китай решили воспользоваться пандемией и усилить свое влияние как во всем мире, так и в отдельно взятой Европе. Проиграли потому, что мир в какой-то момент оказался в ситуации, когда даже американские деньги не смогут вернуть упущенное время.
Умерших от COVID-19 людей уже не воскресить ни за какие миллиарды и триллионы. Попытка помахать кулаками уже после войны настолько очевидна, что не помогут ни конспирология Помпео, ни псевдо-расследования американских масс медиа. Понятно одно: Соединенным Штатам уже не быть мировым лидером.