Армянской дипломатии имеет смысл ответить Турции жестче, в некотором смысле даже агрессивнее, чем обычно. Ведь никто же не поверит, что Армения действительно обратилась к соседу за помощью даже в условиях пандемии коронавируса – не те отношения. Да и опыт общения имеется…
Заняться бы Анкаре более насущными, своими, внутренними проблемами
Не знаю, есть ли в китайском алфавите (иероглифах) собственное наименование горы Арарат (Сис и Масис). Однако китаеведы вполне предметно и конкретно говорят о том, что на ящиках с медикаментами, отправленных из Китая в Армению в рамках содействия борьбе с кроронавирусом, присутствует конкретный иероглиф "гоушань" (или "гао шан") – "высокая гора".
Следует признать, что при большом желании можно подобрать соответствующую транслитерацию. Написать, например, собственное имя нашей библейской горы (на китайском это будет звучать где-то как "Альальат"). Однако наши китайские друзья, видимо, решили особо не заморачиваться – и так все ясно. Ну а посол КНР в Турции, скорее всего, отговорился в духе нашего легендарного Мгера Мкртчяна из "Мимино". Помните: "…в зоопарке был? Верблюд видел?.. Горы, горы… Обиделся…"
Шутки шутками, однако на очередной выкрутас "дипломатии по-эрдогански", видимо, следует отвечать достаточно жестко. Наверное, надо сказать, что Турция выбрала не самый удачный момент для провоцирования геополитической дискуссии. Да и вообще хотелось бы посоветовать Анкаре заняться более насущными делами.
Желательно – своими внутренними проблемами. Ведь дела-то, судя по поступающей информации, находятся далеко не в лучшем состоянии. "Пандемические" показатели свидетельствуют о том, что администрация президента Реджепа Тайипа Эрдогана явно не справляется с ситуацией – число зараженных уже составляет порядка 50 тысяч человек.
И заявление министра внутренних дел Турции Сулеймана Сойлу, не принятое самим Эрдоганом, служит тому подтверждением. Равно как и катастрофические очереди за продовольствием в крупных турецких городах, откровенно спровоцированные руководством страны, которое вдруг, внезапно объявило о двухсуточном (48-часовом) жестком комендантском часе.
Видимо, Анкара просто не в курсе, что подобные резкие телодвижения могут вызвать панику среди населения. Или же решила в очередной раз не считаться с мнением своих граждан, которые и так испуганы резким ростом числа заболевших коронавирусом. В принципе – вполне в духе администрации действующего турецкого президента Эрдогана.
Импульсивное поведение Эрдогана объясняется легко и просто
Как бы то ни было, нынешние внутренние проблемы и разборки следует оставить на совести Реджепа Тайипа Эрдогана. Армян это, к счастью, не касается. А вот то, что официальная Анкара вот уже в который раз пытается спровоцировать политическую реакцию армянской стороны на свои откровенно алогичные высказывания, – вот это, видимо, следует пресечь.
То Эрдоган в какой-то момент вдруг в телефонном разговоре делает заявление, мол, его страна готова помочь Армении лекарственными препаратами в борьбе с коронавирусом. То внешнеполитическое ведомство Турции вызывает на ковер китайского посла и предъявляет надуманную претензию по надписям на ящиках с медикаментами, отправленных Пекином в Ереван.
То вдруг, сразу же после истерики с упоминанием библейской горы, появляется публикация в не самой последней из турецких газет "Хьюрриет Дейли Ньюз" (Hürriet Daily News) о том, что Ереван якобы обращался к Анкаре за помощью. Об этом в интервью говорил министр здравоохранения Турции Фахреттин Коджа, мол, из Армении был запрос на лекарства, и Эрдоган дал "добро" на оказание гуманитарной помощи.
Все бы ничего, но о том же в интервью телеканалу CNN Türk говорит и приснопамятный президентский пресс-секретарь Ибрагим Кылын. В общем, получается, что между соседями – Арменией и Турцией – такая тишь да гладь, словно и не было двадцатипятилетней блокады. И вовсе не Анкара в свое время заморозила все дипломатические отношения.
С одной стороны, поведение эрдоганской администрации понять можно. В условиях пандемии, когда внимание международного сообщества обращено на реальную смертельную угрозу, а каждая страна по отдельности решает внутренние проблемы, Турция оказалась, образно говоря, "за бортом" международной политики. В такой ситуации Эрдоган, делающий все возможное, чтобы всегда находиться в центре внимания, ощущает себя дискомфортно.
Никто о Турции не говорит, страна не фигурирует на международном массмедийном поле. Если так и дальше пойдет, то об одном из игроков, претендующих на серьезную роль в ближневосточных и средиземноморских геополитических "разборках", скоро и вовсе забудут. Такого себе Турция позволить не может.
Для Турции и мирового сообщества тема Армении всегда в тренде
Вот и пытается официальная Анкара "держаться на плаву" в волнах геополитических трендов. Дергать в данной ситуации, скажем, Россию, США или Евросоюз – себе дороже. Сверхдержавам не до турок, да и есть риск попасть под горячую руку. Вот и пытаются привлечь к себе внимание другими, не менее "сенсационными" заявлениями о т.н. готовности оказать помощь Армении.
Благо, тема взаимоотношений Армении с Турцией, похоже, всегда в тренде международной политики. О взаимоотношениях этих двух стран мировые лидеры знают далеко не понаслышке. Волна признания Геноцида армян в Османской империи 1915 года, прокатившаяся по миру, – уже тому свидетельство.
Вот и пытаются сейчас турки целым рядом провокационных и "фейковых" заявлений привлечь к себе внимание, каждый раз затрагивая армянскую тематику. В сложившейся ситуации Армении, видимо, следует реагировать острее и, если можно так сказать, агрессивнее. В качестве примера можно взять, скажем, геополитическую парадигму, которую в условиях пандемии выстроил своей политикой Иран.
Заявления Соединенных Штатов о том, что они готовы оказать Ирану гуманитарную помощь, дали Тегерану великолепную возможность выступить на политических подмостках с позиций, которые им максимально выгодны. Иранская дипломатия непрерывно напоминает об односторонних и несправедливых санкциях США против Ирана.
Особо при этом отмечается, что именно из-за этих санкций, невозможности торговать с цивилизованным, развитым миром коронавирусная пандемия в Иране в какой-то момент нанесла тяжелый удар. И Тегеран из раза в раз повторяет, что не будь транспортной, торговой и финансовой блокады, то из ситуации удалось бы выкарабкаться с гораздо меньшими потерями.
А ведь и Армении было бы в разы легче, не будь блокады со стороны Турции, верно? Быть может, Армении действительно стоит подкорректировать в этом плане свою позицию? Агрессивнее, что ли? Говорить не только о том, что вопроса о турецкой помощи в повестке дня официального Еревана не стоит, а еще и потребовать разблокировать хотя бы транспортные магистрали?