Не зря американские масс-медиа сравнивают нынешнюю ситуацию в экономике страны с Великой Депрессией. Оно и понятно – ее добрая половина уже остановлена, а безработица – бич американского избирателя – достигла устрашающих масштабов.
Возьмет ли американский президент грех на душу?
Для того, чтобы суметь справиться с вызовами пандемии и жесточайшего экономического кризиса, Соединенным Штатам не остается ничего другого, как сконцентрировать, весь свой немалый потенциал. Сжать в единый кулак политические, дипломатические, военные мощности, разбросанные по всему миру. Оставаться мировым гегемоном, способным диктовать свои условия, наказывать и карать "нерадивых и строптивых", больше не получается.
Устрашающая цифра, которую был вынужден предъявить американской общественности Трамп – потенциальные двести тысяч жертв коронавируса – может стереть в порошок даже такое железобетонное "президентское резюме", которым обеспечил себя нынешний глава Белого Дома.
И проблема даже не в том, что человеческие потери лягут тяжким грузом на совесть или имидж нынешнего руководства страны. Общество видит, насколько беспощадна болезнь, как тяжело с нею бороться всем странам и государствам без исключения. Однако сейчас, когда пандемия уже вовсю бушует внутри страны, когда уже порядка ста пятидесяти тысяч зараженных и две с половиной тысячи умерших, тот же избиратель не поймет резких телодвижений своей власти за ее пределами.
Тот самый немалый военно-политический потенциал, которым обладают Соединенные Штаты, не может быть задействован для реализации каких-то геополитических амбиций – общество резко осудит такое к себе отношение.
На самом деле в сложившейся ситуации Трампу не позавидовать. Очень уж не ко времени приключились и пандемия, и экономический кризис, способные накануне президентских выборов выставить любого руководителя страны в дурном свете. С одной стороны необходимо спасать людей, население, обеспечивать должный уровень медицины, способный справиться с вирусом с возможным минимумом потерь.
С другой стороны, необходимо бороться за место под солнцем в том самом новом мире, который придет на смену нынешнему после того, как болезнь либо сама сойдет на нет, либо будет найдена панацея. И тогда те, кому пришлось замкнуться в себе и не участвовать в переделе сфер, останутся не у дел и без ничего.
Задевать интересы нефтяных лобби США для Трампа чревато
Вот и приходится Трампу выбирать из двух вариантов поведения. Причем ни один из них не делает его ближе к вожделенному президентскому креслу. Как принято говорить в бизнесе, одни сплошные убытки. Потому и дергается в поисках оптимального варианта поведения действующий ныне американский президент. То срывается, скажем, на Иране или Венесуэле, тогда как в сложившейся ситуации действительно следовало бы снять все санкции и дать этим странам заняться спасением своего населения.
То ввязывается в полемику с Китаем, обвиняя его во всех смертных грехах: мол, и коронавирус в лаборатории разработали и выпустили, и поздно об этом сообщили… То вдруг начинает активно участвовать в переделе нефтяного рынка, хотя всем понятно – сейчас действительно не до этого.
Вообще, что касается Ирана и Венесуэлы, то о них разговор особый. Дональд Трамп в этом вопросе действительно берет серьезный грех на душу, не отменяя санкции. Ведь речь идет о десятках и сотнях тысяч человеческих жизней, которые были бы спасены, будь у Тегерана возможность торговать нефтью, а Каракасу – получить хотя бы часть миллиардов долларов, замороженных американцами в банках.
Ведь в условиях пандемии баррели иранской нефти, доллары Венесуэлы – это лекарства, аппараты для искусственного дыхания, тесты для выявления больных коронавирусом. А Трамп упорствует в своем сумасшествии, хотя все понимают, что болезнь грозит всему миру, не делая скидок на гражданство и национальные интересы.
Что касается нефтяных проблем, то о них, видимо, разговор пойдет особый. Президент США то ли на полном серьезе думает, что именно сейчас самое время ввязываться в разборки по разделу мирового нефтяного рынка, то ли вынужден это делать, поскольку в предстоящих президентских выборах ему приходится считаться с практически всесильным американским нефтяным лобби.
Однако уже известно, что госсекретарь Помпео связывался с саудитами, пытаясь хоть как-то повлиять на скачки нефтяных цен. "Катавасия" на нефтяном рынке уже действует не только на фирмы, добывающие сланцевую нефть, но и негативно сказывается на интересах техасских нефтедобытчиков. А их трогать чревато…
А ведь нефть сейчас особо никому и не нужна
Свидетельством того, что Трампу неуютно, и что он вынужден совершать резкие телодвижения, является то, что в конце прошлой недели он уже разговаривал с китайским лидером Си Цзиньпином, а сегодня созвонился с российским лидером Владимиром Путиным.
После перепалки с Китаем и несмотря на то, что Трамп до сих пор упорствует в своем стремлении называть коронавирус китайским или “уханьским”, было удивительно, насколько тепло он переговорил со своим китайским коллегой. Отблагодарил Пекин за помощь Америке в этот непростой период и договорился до того, что американцы с китайцами будут совместно бороться с заразой.
С российским коллегой у Трампа состоялся не менее важный разговор. Подробности выяснятся со временем, однако уже известно, что темой были не только пандемия и коронавирус, но и нефтяные страсти, вот уже сколько времени сотрясающие одну из важнейших сфер мировой экономики. На самом деле с нефтью и ценовыми проблемами Трамп то ли несколько запоздал, либо сейчас слишком спешит – не совсем ясно.
Но, кажется, все же запоздал. Не вмешался же, когда Саудовская Аравия решила пренебречь всеми договоренностями с Россией и начать то ли ценовую войну, то ли борьбу за потребителя нефти. Правда тут саудиты, кажется, по- крупному промахнулись. Попросту неправильно просчитали начало своего наступления на российские нефтяные редуты.
Ведь на самом деле пандемия доказала, что сейчас цена на баррель нефти – отнюдь не самое важное. Все равно из-за коронавируса потребление "черного золота" по всему миру резко сократилось. Россия в этом смысле сориентировалась быстрее всех, попросту отказавшись от предложений саудитов и обеспечив себе место "над схваткой". Саудовская же нефть потекла рекой… , и вдруг оказалось, что в условиях пандемии она никому особо и не нужна. Не то время, сейчас цивилизация борется за выживание.
Другое дело для США, где нефтяные корпорации действительно почти что всемогущи. Ну, как минимум, способны серьезно помочь Трампу на предстоящих выборах. И если сейчас американский президент сможет договориться со своим российским коллегой и успокоить бурю на рынке энергоносителей, то в лице нефтяников обретет серьезную опору…