Известно ли читателю, что в центре Еревана есть заброшенное здание, которое буквально дышит историей? В нем некогда отбывал свой срок за хулиганство великий армянский поэт Егише Чаренц.
Лаура Саркисян, Sputnik Армения
Внешне бывшая гауптвахта ереванского гарнизона не представляет никакой архитектурной ценности. Однако она вполне может стать музеем, считает директор Музея-института архитектуры имени А. Таманяна Марк Григорян.
Здание пустует, в нем больше нет арестантов. Скорее всего в ближайшее время оно будет разрушено. Дело в том, что территория, на которой расположена бывшая гауптвахта, находится в центре города, и она уже передана застройщику. На этом месте планируется достроить жилой район.
"Внешне здание напоминает барак. Однако его можно переделать в музей. В мире существует много музеев, построенных на месте тюрем. Это своеобразное памятное место в Ереване", - сказал Григорян.
Решение вопроса он видит в достижении согласия с застройщиком, которого нужно убедить не разрушать здание.
Немного истории
Бывший гарнизон расположен в центре Еревана, на месте старой ереванской крепости, которая не использовалась по назначению с середины XIX века. В царское время были построены одноэтажные и двухэтажные казармы, в Советский период - тюрьма и гауптвахта ереванского гарнизона.
По словам Григоряна, гауптвахта просуществовала вплоть до наших дней и была упразднена в последние несколько лет. Туда сажали провинившихся солдат.
Он рассказывает, что здание представляет собой длинный одноэтажный барак с крепкими решетками на окнах. Рядом с ним находится вышка, на которой в свое время сидел часовой. Внутри помещения, над дверью, откуда начинался длинный коридор, сидел надзиратель.
"Так он сверху мог видеть весь коридор, чтобы никто без дозволения не мог выйти", - поясняет Григорян.
По его словам, камеры для арестантов больше похожи на клетушки, рассчитанные на 2 или 9 человек. В каждой из них с двух сторон расположены довольно-таки узкие нары. Днем нары обычно поднимались. А чтобы арестанты не могли сами их поднимать и опускать, они крепились длинными металлическими штырями к стене. И отодвигать их могли только надзиратели.
"Надзиратель выдергивал толстый металлический штырь, и нары опускались. Обычно это происходило вечером, и только после этого арестанты могли прилечь. Утром их снова поднимали", - рассказал Григорян.
И заключенным приходилось либо стоять, либо сидеть прямо на полу. "Есть камеры побольше, рассчитанные на девять человек. Я представляю, как в них жилось 20 арестантам", - отметил Григорян.
Тюрьма и Чаренц
Григорян предполагает, что в одной из этих комнат отбывал свой срок за хулиганство великий армянский поэт Егише Чаренц. Кстати, у писателя есть большой объемный очерк - записки из этого исправительного учреждения. В своей книге он рассказывает о тюрьме и ее узниках.
А сидел Чаренц вот по какой причине. После того, как супруга поэта Арпеник уехала на учебу в Ленинград, он начал ухаживать за молодой девушкой по имени Мариам. Та не ответила на ухаживания Чаренца. Это задело его, и поэт прострелил девушке ногу, за что его арестовали, судили и посадили в эту тюрьму.