Информация о том, что Турция запросила у США две ЗРК Patriot для сдерживания сирийских войск, поддерживаемых Россией с воздуха, появилось сперва у агентства Bloomberg со ссылкой на собственный источник в Анкаре. Однако уже одним этим турки добились весьма важного эффекта. Изначально затеянная между Россией и США финансовая борьба на международном рынке вооружений, так сказать "за клиента" в области зенитно-ракетных комплексов, вдруг переросла в фактор военно-политический.
Анкаре уже предстоят серьезные разборки из-за ПЗРК "Stinger"
Запрос Анкары Вашингтону поставить и разместить на южных границах Турции ЗРК "Пэтриот" — это от лукавого. Или от бессилия. Ведь недавняя атака на Саракиб показала, что российские ВКС сравнительно легко справляются с нападениями боевиков на позиции сирийской армии — даже если эти пехотные атаки поддерживаются турецкой ствольной артиллерией, ракетными комплексами (РСЗО) и тяжелой бронетехникой.
Свидетельством тому служит подбитый турецкий танк "Абрамс" и пяток бронетранспортеров турецкого производства. Правда, российский Генштаб касательно танка высказывается достаточно осторожно. Мол, неизвестно, какой экипаж управлял тяжелой бронетехникой – то ли турки, то ли боевики. Но танку от этого не легче.
С другой стороны, сложно предположить, что американские системы "Пэтриот" вдруг начнут вот так, с бухты-барахты, сбивать российские истребители и фронтовые бомбардировщики в небе над Сирией. Турцию еще ожидают серьезные разборки по поводу поставок переносных зенитно-ракетных комплексов бандформированиям, окопавшимся в сирийском Идлибе. На сей раз Анкаре вряд ли удастся отвертеться от обвинений в поставках террористам вооружения.
Весь мир видел кадры, как боевики запускали ракету ПЗРК (вероятно, Stinger) и как уклонился от нее российский летчик, пилотирующий фронтовой бомбардировщик Су-24. Лишний раз подтвердилось заявление российского Генштаба, что боевикам поставляется натовское вооружение.
Однако вполне можно предположить, что "на политическом реверсе" турок американцы запросто могут подхватить игру, затеянную Анкарой. Ведь на самом деле в Соединенных Штатах достаточно тяжело переживали проигрыш "за клиента", когда Турция подписала с Москвой договор о покупке четырех дивизионов С-400 "Триумф".
В рыночной логике нынешнего американского президента Дональда Трампа действия конгрессменов, в свое время не продавших туркам "Пэтриоты", не умещаются. Не может понять Трамп и того, почему сейчас США должны отказываться от поставок Турции истребителей пятого поколения F-35 на десятки миллиардов долларов. Так бизнес не делают, рассуждает американский президент.
"Пэтриоты" могут стать фактором искусственной нестабильности и провокаций
Так что не исключено, что Вашингтон все-таки рискнет ввязаться в опасную игру, в которую ее от бессилия приглашает президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган. Тем более, что недавно европейцы устами французского президента Эммануэля Макрона уже обвинили американцев, мол, вывели свои войска, оставив Идлиб на откуп России и Турции. Понятно, что европейские столицы больше всего опасаются (до дрожи в коленях) неконтролируемой волны беженцев, которые могут хлынуть в Европу стараниями того же турецкого лидера.
Однако собственно Соединенным Штатам подобная позиция союзников-европейцев более чем на руку. И не исключено, что в ближайшее время Пентагон вдруг откликнется на просьбу главы минобороны Турции Хулуси Акара.
Вообще следует правильно оценивать роль Вашингтона в этой кровавой разборке, начавшейся в какой-то момент в Идлибе. Неприятной для Эрдогана новостью стало то, что заверения Трампа о помощи Турции в итоге обернулись лишь словами и моральной поддержкой. Пока. Хотя понятно, что американцы отнюдь не против "подкинуть дровишек" в огонь под уже закипевшим идлибским котлом.
И в этом плане просьба о "Пэтриотах" — идеальный вариант. Ведь американцам ну очень нужно, чтобы сирийские кадровые части надолго завязли в идлибском болоте, чтобы не смогли обернуться штыками на восток страны — на левобережье Евфрата, где курдские боевые формирования продолжают активно укрепляться.
Появление такого фактора, как пара батарей "Пэтриот", может стать для Вашингтона идеальным решением задачи. Ведь при любом раскладе получится так, что натовская Турция "по ту, сирийскую" сторону от своей государственной границы действует под прикрытием американских ПВО.
Ну а когда эти батареи встанут на дежурство, то и спровоцировать ситуацию, при которой "Пэтриот" будут задействованы, проще простого. Турки, в принципе, на подобные "подставы" великие мастера. Собьют, скажем, сирийский истребитель в небе над Идлибом — иди и доказывай, пересек ли самолет воздушную границу или нет. А если к этому добавить, что Дамаск восстановил рейсы гражданских лайнеров до Алеппо, то опасность становится еще более предметной и реальной.
Сейчас Вашингтон пытается сориентироваться по С-400 "Триумф"
Ну а если обратить внимание на сам запрос Анкары на временное развертывание американских "Пэтриот" вдоль сирийско-турецкой границы (речь, конечно же, в первую очередь идет об идлибской зоне), то тут можно предсказать большую игру не только в политическом, но и в экономическом формате. Думается, рассматривая просьбу турок, американцы в первую очередь упомянут две уже поставленные российские ЗРК С-400 "Триумф" (они еще не развернуты).
Ну и еще два дивизиона, которые будут поставлены в этом году. Фактически у Соединенных Штатов получается весьма выгодная позиция при любом раскладе. Если американцы ставят во главу угла свои экономические интересы (что не исключено, имея в виду Трампа), то могут поторговаться с турками насчет того, чтобы те отказались от российских ЗРК.
Понятно, что тогда будут предлагать свои комплексы "Пэтриот", и в этом случае Анкаре придется выбирать в достаточно трудных условиях. Ведь речь в свое время шла о десятимиллиардной сделке с американцами. И именно дороговизна американских ЗРК сыграла немаловажную роль в решении Анкары в пользу продукции российского концерна "Антей".
Однако только ценой дело тогда не ограничивалось, часть американского истеблишмента (в основном конгрессмены-демократы) тогда попросту не хотели продавать Турции "Пэтриоты". Это было еще во времена президента Барака Обамы, и нынешний хозяин Белого дома Дональд Трамп достаточно жестко критиковал своего предшественника за это.
Другое дело, что сейчас фактор политический — попытка связать руки Сирии, России и Ирану в Идлибе — для американцев не менее важна. Даже для Трампа, который пытается все-таки одно из своих прежних предвыборных обещаний не выполнить и не вывести американские войска из Сирии. Ведь тогда придется сдавать Дамаску контроль над сирийскими нефтяными скважинами, чего Трампу ой как не хочется.
Если перетянет этот политический фактор, то Пентагон может и согласится на просьбу Анкары о дислоцировании "Пэтриотов" без привязки к российско-турецкой сделке касательно зенитно-ракетных комплексов С-400 "Триумф". В любом случае финансово-экономические интересы идут рука об руку с геополитическими.