На сирийском фронте вновь перемены... Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган не исключил, что Вашингтон может поддержать Анкару в вопросе проведения новой военной операции в сирийском Идлибе. По словам турецкого лидера, у них с президентом США Дональдом Трампом солидарность может сформироваться в любой момент.
Худший вариант для Москвы — лучший для Вашингтона
Телефонный разговор между президентами Соединенных Штатов и Турции состоялся накануне провала переговоров в Москве. Там два дня подряд пытались развязать идлибский узел российская и турецкая межведомственные комиссии, однако ни до чего так и не договорились.
С российской стороны делегацию возглавляли спецпредставитель президента РФ по сирийскому урегулированию Александр Лаврентьев и замглавы МИД Сергей Вершинин. С турецкой – заместитель внешнеполитического ведомства этой страны Седат Онал. В переговорах участвовали также представители силовых ведомств двух стран. Итог – стороны остались при своем. Анкара грозит начать военную операцию в Идлибе. Москва утверждает, что это наихудший вариант.
На самом деле на активизацию контактов Трампа и Эрдогана следовало бы обратить внимание еще раньше. Тогда, когда сирийская армия только начинала операцию "Рассвет над Идлибом". Или хотя бы на том этапе операции, когда сирийские кадровые части вышли к Саракибу и взяли город в клещи.
Именно тогда стало ясно, что вскорости трасса, соединяющая Дамаск с Алеппо, будет полностью подконтрольна силам, отстаивающим интересы правительства Башара Асада. Тогда у турок, засевших в наблюдательных точках, не выдержали нервы, и они артиллерийским огнем поддержали боевиков, периодически бросающихся в контратаку на позиции сирийских частей, укрепляющихся на подступах к городу.
Как связать руки России и Ирану? При помощи Турции
Между тем 15 февраля состоялась известная телефонная беседа между Трампом и Эрдоганом. После этого американский президент сказал буквально следующее: "У меня был очень хороший разговор с президентом Эрдоганом. Он жесткий парень, но у нас хорошие отношения... Он не хочет, чтобы людей там убивали тысячами и сотнями тысяч".
А до этого турецкий лидер и вовсе достаточно уверенно говорил о том, что, по всей видимости, скоро встретится с американским коллегой. Правда, до встречи дело так и не дошло, зато был телефонный разговор.
"Назвав последние нападения режима Башара Асада недопустимыми, президенты обменялись мнениями о скорейшем завершении кризиса в Идлибе", - сообщила тогда администрация Эрдогана.
На сторонний, объективный взгляд ситуация, складывающаяся вокруг агрессивных действий Турции в идлибской провинции настолько проста, что даже говорить на эту тему не стоит. Соединенным Штатам очень нужно, чтобы Дамаску (а с ним и Москве с Тегераном) в этой провинции были связаны руки, чтобы вдруг не получилось, что сирийской армии действительно удалось освободить Идлиб от террористов-отщепенцев, окопавшихся там в надежде на помощь Турции.
Ведь очевидно, что вслед за Идлибом настанет черед левобережья Евфрата, где под американским зонтиком действуют курдские боевые формирования. Эти в свою очередь надеются, что армия США их защитит от законных претензий Дамаска на свои нефтяные поля.
Эрдоган пытается "оправдать высокое доверие"
Самих американцев сложившийся статус-кво устраивает еще и потому, что на содержание курдских боевых формирований не приходится тратить много денег. Курды сами зарабатывают себе на оружие и боеприпасы, на роскошную жизнь своих руководителей, задешево продавая "налево" (тем же американским нефтяным корпорациям) краденую сирийскую нефть. И Вашингтон будет делать все, чтобы эта ситуация длилась до бесконечности.
Для этого, как оказалось, было нужно всего лишь соблазнить Эрдогана мнимой поддержкой. "Я уважаю его. У нас очень хорошие отношения. Да, я согласен с тем, что он крутой парень, но у нас замечательные отношения. Я, кажется, лучше справляюсь с крутыми парнями…" - сказал Трамп. Это называется – погладил по шерстке…
И турецкий лидер решил "оправдать высокое доверие". Забыл о главной угрозе, которую для его страны представляют курды. Сосредоточил в Идлибе серьезную боевую мощь — около семи тысяч солдат, более двух тысяч единиц техники (бронемашины, танки, самоходные артиллерийские установки, гаубицы и реактивные системы залпового огня).
Переговоры в Москве пошли прахом, поскольку договариваться о чем бы то ни было Эрдоган изначально не был намерен. Он и сейчас, после московских консультаций утверждает, что ударит в названный срок – в конце февраля. Москва все еще сохраняет спокойствие и ждет, когда на иранское предложение о встрече президентов в рамках астанинского формата в начале марта откликнется Анкара.